- Детство и юношество
- Эпопея «Челюскина»
- Научная карьера
- Космогоническая гипотеза Шмидта
- Что мы узнали?
- Семья
- Важные экспедиции
- Спасение челюскинцев
- Последние года
- Научная деятельность
- Болезнь Шмидта
- Блестящая карьера Шмидта
- Организованные экспедиции
- Отто Юльевич Шмидт: экспедиции
- Работа над Большой советской энциклопедией
- Успех экспедиции
- Арктика
- Личная жизнь
- Начальник Главсевморпути
- От Памира к бухте Тихой
Детство и юношество
Отто родился 18 сентября 1891 года в Могилёве. По отцовской линии он происходил от немецких колонистов, переселившихся в Ливонию. По материнской линии мальчик был потомком латвийских крестьян из Эргле.
Отто научился говорить по-немецки и по-латышски. Сам мальчик считал себя русским. В семье было еще четверо детей. Мой отец работал мелким торговцем. Позже Шмидты переехали в Одессу.
В 1897 году в могилевской газете появилась первая статья о шестилетнем Отто. Ребенок смог переправиться через реку в своем родном городе. Мальчик был очень активным, любил ходить и играть со сверстниками.
Семья жила очень бедно, и родители не могли дать детям хорошее элементарное образование. Отто рано понял, что он любопытен и обладает сильной жаждой знаний. Поэтому его родственники решили найти возможность отдать его в школу.
Мальчик с ранних лет работал в небольшом магазине, и это позволило ему понять цену деньгам. В гимназию в Киеве он попал благодаря помощи деда Фрициса Эргле. Во время учебы он доказал свою оригинальность и высокие интеллектуальные способности.
На одном уроке Отто не выучил теорему и доказал ее в классе собственным методом. Это действие было очень оценено учителем. Окончил среднюю школу с золотой медалью. Молодой человек поступил в Киевский университет. Областью его интересов были точные науки. Именно поэтому он выбрал физико-математический факультет. Во время учебы я провел свое первое исследование. Ему удалось получить хорошие результаты от своей деятельности.
Отто составил список книг, которые он хотел бы прочитать. Список был настолько внушительным, что на изучение всей литературы ушла бы тысяча лет. Молодой человек сократил его в несколько раз, сократил время на сон и прием пищи. Затем он начал воплощать свои планы в жизнь.
Эпопея «Челюскина»
Весной 1933 года Главсевморпуть получил новый корабль, построенный в Дании. Назвали его в честь выдающегося российского полярника – «Челюскин». На этом корабле Шмидт решил снова выйти на сушу и за одно лето проделал путь от Мурманска до Владивостока. На борт он взял много груза и 112 человек, в том числе художника Федора Решетникова и кинооператора Марка Трояновского, увековечивших это драматическое путешествие.
В Чукотском море корабль оказался в ледовой блокаде, и началась пятимесячная операция. «Челюскин» почти достиг открытой воды. Но 13 февраля 1934 года льдины настолько раздавили корабль, что он затонул за два часа. Шмидту удалось быстро эвакуировать пассажиров на льдину: здесь и проявился его талант командира. Последними покинули умирающий «Челюскин» Шмидт и капитан Владимир Воронин.
Руководитель экспедиции на пароходе «Челюскин» академик Отто Юльевич Шмидт
Полярные страдания: пароход «Челюскин» погиб не зря Почему Отто Шмидт ожидал смертного приговора
Команда Шмидта построила во льдах настоящий лагерь — из досок, спасенных во время катастрофы «Челюскина». Радист Эрнст Кренкель поддерживал связь с материком. Шмидт читал лекции зимним работникам и выглядел невозмутимо. Ученые провели геофизические исследования. Ученый вел себя так, как будто катастрофы не было, а просто проводился важный научный эксперимент. А в Москве ситуацию представили именно так. Кренкель получил сообщение из Кремля: «Мы с восхищением следим за вашей героической борьбой». Стало ясно, что Шмидта решено не наказывать за потерю «Челюскина». Наоборот, о шмидтовцах писали как о героях.
Лучшие полярные летчики около месяца искали «лагерь Шмидта» во льдах и тумане. Зимой до этих краев не долетел ни один самолет или ледокол… Лётчику Анатолию Ляпидевскому повезло: он доставил на Большую землю первую группу женщин и детей. К операции присоединились и другие летчики – и все полярники были спасены. Семь летчиков, участвовавших в спасении челюскинцев, стали первыми Героями Советского Союза. И шмидтовцев, и полярных асов чествовали в Кремле как триумфаторов.
Весь мир ахнул: русские даже сумели представить катастрофу как историческую победу! «Вы замечательная страна! Полярная катастрофа превратилась в национальный праздник, а мужчина с бородой Санта-Клауса был признан главным героем, — то ли с сарказмом, то ли с энтузиазмом заявил Бернард Шоу. Но челюскинская эпопея показала, что Советский Союз широко развивал Северный регион. Самолеты, ледоколы, научные станции – все работало без сбоев. И Отто Шмидт создал эту индустрию. Кроме того, исследователи получили опыт проживания на льдине в течение месяца — и в дальнейшем на основе этого опыта была исследована Арктика.
Научная карьера
После окончания университета Отто получила возможность стать частным доцентом. Он готовился получить звание профессора. В нем сосуществовали две личности: одна — за науку, другая — за действие. Социально-экономические изменения были более удовлетворительными для активной натуры.
Во время Первой мировой войны Шмидт предложил неожиданное решение продовольственных проблем. По его инициативе была введена карточная система раздачи продуктов питания. После Октябрьской революции он осуществил несколько проектов по поручению Ленина.
В это время Шмидт внес неоценимый вклад в развитие образования. Он стал руководителем издания Большой советской энциклопедии. Тираж превысил десятки тысяч экземпляров. Отто сам исправлял ошибки в статьях своими руками. Помимо достижений в математике, он имел достижения в географии и астрономии.
Но Шмидт был путешественником и ему хотелось отправиться в неизведанные края планеты. Поэтому в 1928 году он организовал экспедицию на Памир. Благодаря этому ученые установили природу происхождения ледника Федченко и его размеры. За время подъема Отто показал себя отличным менеджером.
В этом путешествии он показал себя замечательным и чутким лидером. Все участники экспедиции доверяли ему и слушали его.
Космогоническая гипотеза Шмидта
В середине 40-х годов Шмидт выдвинул новую космогоническую гипотезу о появлении Земли и планет Солнечной системы. Ученый считал, что эти тела никогда не были горячими газообразными телами, а образовались из твердых, холодных частиц материи. Шмидт Отто Юльевич продолжал развивать эту версию до конца своей жизни вместе с группой советских ученых.
Что мы узнали?
Изучая доклад на тему «Отто Юльевич Шмидт», мы познакомились с краткой биографией Отто Юльевича Шмидта. Мы узнали, какие экспедиции совершил выдающийся учёный, какую роль они сыграли в развитии советской науки.
Семья
Его первая жена Вера Федоровна была врачом и основала советскую дефектологию. Она умерла в возрасте 47 лет от заболевания щитовидной железы. У пары родился сын Владимир, который стал учёным, кандидатом технических наук и профессором.
Вторая жена Отто Юльевича Шмидта, Маргарита Эммануиловна Голосовкер, работала литературным критиком. Сын от этого брака Сигурд стал историком.
Важные экспедиции
Полярный круг манил Отто, и он понимал, что это значит – ему необходимо исследовать эти земли. Первый рейс ледокола «Седов» носил научный характер. Необходимо было подтвердить статус архипелага Земля Франца-Иосифа. Советский флаг был поднят и на острове Гукера.
Второе плавание на «Седове» помогло открыть остров Визе и еще один неизвестный участок суши. В 1932 году Отто отправился в путешествие на пароходе «Александр Сибиряков». Он хотел доказать, что Северный морской путь можно преодолеть за одну навигацию. Путешествие было трудным, пришлось пережить две серьезные аварии, но Шмидт смог осуществить свои планы.
В 1933 году началось плавание на пароходе «Челюскин». Корабль не был приспособлен к арктическим широтам. В сентябре его заблокировало льдом, затем прошло пять месяцев эксплуатации и в феврале судно затонуло.
В результате на льдине оказались 104 человека (среди них женщины и дети). Они провели там два месяца. Отто Шмидт поддерживал их настроение и читал им научные лекции. Эвакуация проходила в несколько этапов. Ученый планировал уехать последним, но заболел пневмонией и был доставлен в больницу на Аляске.
Все челюскинцы были признаны победителями и им были вручены ордена. Также были награждены летчики, осуществившие эвакуацию.
Спасение челюскинцев
Для проверки возможности плавания транспортных судов в Северном Ледовитом океане в 1933 году по Сибиряковскому маршруту был отправлен пароход «Челюскин» под руководством Отто Юльевича и В.И. Воронина. В состав экспедиции вошли люди разных профессий, в том числе плотники, которых отправили строить дома на зиму. Группа зимовщиков с семьями должна была высадиться на острове Врангеля. Экспедиция завершилась драматично: из-за сильного ветра и течения «Челюскин» не смог выйти в Тихий океан. Корабль был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов.
104 человека, оказавшиеся на льдине, были вынуждены провести два месяца в условиях полярной зимы, пока их не спасли самолетом. Летчики, спасшие челюскинцев со льдины, стали Героями Советского Союза. В последние дни пребывания в беспощадных северных условиях Отто Юльевич заболел пневмонией и был перевезен на Аляску. Выздоровев, он вернулся в Россию героем с мировым именем. Учёный-северянин Отто Юльевич Шмидт выступил с докладами о научных успехах и возможных перспективах освоения арктических просторов как в России, так и за рубежом.
Звание Героя Советского Союза Шмидту было присвоено в 1937 году; Ученый в это время организовал экспедицию на Северный полюс, целью которой было создание там плавучей станции.
Последние года
Российский учёный О.Ю. Шмидт прожил долгую жизнь. В годы Великой Отечественной войны он руководил эвакуацией научных учреждений, ему приходилось помогать в организации их работы. Из-за высоких нагрузок у него вновь развился туберкулез, который мучил его с детства.
Отто пришлось провести много времени в медицинских учреждениях, но это не помешало ему внести вклад в астрономию. В 40-х годах 20 века он выдвинул гипотезу о происхождении Земли и других планет Солнечной системы. Теория Шмидта заключалась в том, что мелкие частицы протопланетного облака сначала слипались, образовывали небольшие тела и только потом становились планетами.
Шмидт работал над этой теорией с другими исследователями. С его помощью удалось дать научное объяснение некоторым моментам:
- распределение движений между планетами и Солнцем;
- закономерность распределения планет в Солнечной системе;
- оценка возраста Земли.
Отто умер 7 сентября 1956 года в Москве. Последние годы он был прикован к больничной койке, но это не мешало ему заниматься научной деятельностью. Ученого похоронили на Новодевичьем кладбище. Память об этом великом человеке сохранилась. Назван в его честь:
- остров в Карском море;
- перевал и вершина в горах Памира;
- мыс на побережье Чукотского моря;
- институт физики Земли РАН и так далее
Марки были выпущены в память об академике Шмидте. Его именем названа премия, которая вручается за особый вклад в изучение Арктики.
Научная деятельность
Окончив Киевский университет в 1913 году, он остался частным доцентом университета при содействии профессора Д. А. Граве. Получив эту должность, он начинает подготовку к тому, чтобы стать профессором.
Во время Первой мировой войны Отто Юльевич предложил карточную систему раздачи продуктов питания, которая решала продовольственные проблемы. Позднее, после Октябрьской революции, он выполнял ряд заданий, полученных непосредственно от В.И. Ленина.
В это же время Шмидт стал главным редактором издававшейся Большой советской энциклопедии. Несмотря на то, что тираж энциклопедии достиг нескольких тысяч, Отто Юльевич сам исправлял допущенные в статьях ошибки.
Вся его деятельность внесла неоценимый вклад в развитие науки, но ему хотелось большего. Натура путешественника и исследователя привлекла его к новым горизонтам, и он решил организовывать экспедиции, что в дальнейшем только увеличило значение его научной деятельности.
Болезнь Шмидта
В годы Великой Отечественной войны Шмидт Отто Юльевич, биография которого является примером настоящего лидера, руководил процессами эвакуации и налаживал деятельность академических учреждений в новых для страны условиях. С зимы 1943 года развился туберкулез, поражавший весь организм. Врачи периодически запрещали Отто Юльевичу говорить; он часто лечился в санаториях, а в последние годы жизни практически был прикован к постели. Но когда его состояние улучшилось, он много работал и даже читал лекции в Ленинграде и Москве. Отто Юльевич умер 7 сентября 1956 года на своей даче в Мазинге под Звенигородом.
Блестящая карьера Шмидта
Карьера Отто Юльевича, многообещающего доцента, стремительно пошла вверх. Юноша обладал организаторскими способностями и активно участвовал в общественной деятельности, проявив себя во многих сферах жизни. Он занимался продовольственным снабжением и работал в Министерстве продовольствия Временного правительства, затем начальником Управления товарообмена, одновременно исследуя закономерности эмиссионного процесса.
С 20-х годов Отто Юльевич Шмидт преподавал математику в высших учебных заведениях, а с 1929 года заведовал кафедрой алгебры Московского университета. Наибольшую эффективность он проявил в сфере образования: организовал профессиональное обучение школьников, основал техникумы, провел повышение квалификации фабричных рабочих, реформировал университетскую систему. Именно Отто Юльевич Шмидт (жизнь — 1891-1956) ввёл в обиход распространённое слово «аспирант».
Организованные экспедиции
В 1928 году Отто Юльевич Шмидт организовал экспедицию на Памир. Экспедиция позволила ученым-участникам выяснить происхождение и реальные размеры ледника Федченко. Попутно Отто Шмидт проявил выдающиеся лидерские качества, возглавив за собой команду.
Но натура Шмидта не могла удовлетвориться одной экспедицией, и он намеревается понять неизведанное за Полярным кругом, которое так сильно его влечет. Ледокол «Седов» стал судном, на котором был совершен первый рейс. Целью научной экспедиции было подтверждение того, что Земля Франца-Иосифа заслуженно имеет статус архипелага. В результате второго рейса этого ледокола был открыт остров Визе и открыта ранее неизвестная территория.
Карта с указанием маршрута путешествия Отто Шмидта по Северному морскому пути на ледоколе «Сибиряков». Фото: https://geobar.ru
Отто Юльевич Шмидт продолжил свои путешествия после научных экспедиций. Он отправляется на корабле «Александр Сибиряков» в 1932 году, желая доказать, что одного мореплавания достаточно для преодоления Северного морского пути. Дорога была непростой, экипаж ждали две серьезные аварии, но ученый сумел преодолеть все, чтобы доказать свою теорию.
В 1933 году Шмидт отправился в плавание на корабле «Челюскин». Однако корабль не был предназначен для плавания среди льдин. В сентябре он поднялся, заблокированный льдом, а через пять месяцев затонул. Экипаж оказался в плачевном положении, чудом спасшись на одной из льдин, но и здесь Отто Юльевич показал себя настоящим лидером. Он не только пал духом, но и не допустил других, а их было 104 человека, мужчин, женщин и детей.
Он всячески поощрял членов экипажа и даже читал им лекции. Они пробыли на льдине два месяца, после чего началась эвакуация. Шмидт планировал покинуть льдину последним, но слегшая его пневмония послужила причиной его эвакуации одним из первых в госпиталь на Аляске.
Отто Юльевич Шмидт: экспедиции
С юности Шмидт болел туберкулезом, который обострялся каждые десять лет. В 1924 году советскому учёному была предоставлена возможность поправить здоровье в Австрии. Там Отто Юльевич одновременно окончил альпинистскую школу. Будучи во главе советско-германской экспедиции в 1928 году, он изучал ледники Памира. Следующие десять лет, начиная с 1928 года, были посвящены изучению и освоению Арктики.
В 1929 году на ледокольном пароходе «Седов» была сформирована арктическая экспедиция, которая успешно достигла Земли Франца-Иосифа. В бухте Тихой Шмидт создал полярную геофизическую обсерваторию, обследовавшую земли и проливы архипелага. В 1930 году во время второй экспедиции были открыты такие острова, как Исаченко, Визе, Длинный, Воронина и Домашний. В 1932 году ледокол «Сибиряков» впервые за одну навигацию совершил переход из Архангельска в Тихий океан. Руководителем этой экспедиции был Шмидт Отто Юльевич.
Работа над Большой советской энциклопедией
Краткая биография Отто Шмидта интересна даже молодому поколению, которое находится в начале своей жизни и пути и, возможно, больших перемен. Под его руководством было образовано огромное издательство, целью которого была не торговля, а культурно-политическое просвещение.
Плодом огромного труда и усилий Отто Юльевича является Большая советская энциклопедия, создателем и главным редактором которой он был. При подготовке многотомного издания объединились усилия многих деятелей культуры и науки, интересующихся необходимостью социалистических преобразований. Проведенные исследования способствовали повышению интереса к вопросам истории науки и естествознания. Отто Юльевич часто читал лекции по этим направлениям, а также доклады на другие разнообразные темы перед широкой аудиторией.
Успех экспедиции
Успех экспедиции подтвердил целесообразность активного освоения Арктики в хозяйственных целях. Для практической реализации этого проекта было организовано главное управление Северного морского пути, начальником которого стал Отто Юльевич Шмидт. Задача учреждения заключалась в разработке сложного маршрута, оснащении его техническим оборудованием, изучении полярных недр и организации широкой научной работы. Было возрождено строительство метеостанций вдоль побережья, огромный импульс получили ледоходостроение, радиосвязь и полярная авиация.
Арктика
Основная задача первой арктической экспедиции под руководством Отто Шмидта была не столько научной, сколько дипломатической, можно даже сказать политической. Пароход-ледокол «Седов» отправился в полярные широты в 1930 году, чтобы подтвердить суверенитет Советской России над островами Земли Франца-Иосифа. «Седову» удалось проникнуть в места, куда корабли раньше никогда не заходили. Над островом Гукера был поднят советский флаг. Во время второй экспедиции на ледокольном пароходе «Седов» в 1931 году было открыто несколько островов, один из которых был назван в честь Шмидта. На Северной Земле была создана полярная станция.
В 1932 году Шмидт возглавил экспедицию на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков», отправившуюся в плавание с целью доказать возможность плавания вдоль побережья Северного Ледовитого океана от Архангельска до Берингова пролива за одну навигацию. Через две недели плавания корабль достиг полярной станции и сменил экипаж. Тогда выяснилось, что ледовая обстановка в проливе между полуостровом Таймыр и островом Большевик очень сложная, и пройти через этот пролив по намеченному маршруту нет возможности из-за большого скопления льда.
Было решено обойти Нордландет с севера, чего ранее не удавалось сделать ни одному кораблю. 19 сентября 1932 года, когда до Берингова пролива оставалось всего 200 километров, лед повредил гребной винт ледокольного парохода, и судно остановилось. Для устранения повреждений корпус корабля пришлось поднять над водой. Для этого экипаж корабля вручную оттащил на носовую часть корабля около 400 тонн запасов угля.
После успешного ремонта 400 тонн угля были перевезены на прежнее место и «Сибиряков» продолжил плавание. Но вскоре случился еще один несчастный случай. Было решено продолжать плавание и взрывать встреченные по пути льдины с помощью аммонала. И вот в начале октября 1932 года Сибиряков наконец достиг последней точки намеченного маршрута – мыса Дежнева. Победу над суровой стихией полярники отпраздновали фейерверком. Вскоре с материка пришло известие, что Отто Шмитд назначен официальным руководителем всех советских полярников, начальником управления Северного морского пути.
Летом 1933 года отправилась в плавание очередная арктическая экспедиция, прославившая имя Шмидта на весь мир. Эпическое плавание ледокольного парохода «Челюскин» английский драматург Бернард Шоу назвал трагедией, необъяснимым образом обернувшейся советским триумфом. Грузопассажирское судно, спущенное на воду на датской верфи, оказалось недостаточно приспособленным для плавания в полярных широтах.
23 сентября почти в том же месте, где годом ранее застрял «Сибиряков», «Челюскин» застрял во льдах, не смог продолжать самостоятельное плавание и начал дрейфовать вместе с окружающими его льдинами. Так продолжалось около 5 месяцев, пока 13 февраля корпус корабля не выдержал сжатия и раскола льда. «Челюскин» начал тонуть, экипаж старался быстро выгрузить на ледяную поверхность с борта корабля все, что еще можно было спасти. Во время эвакуации погиб начальник Могилевской экспедиции.
На льду образовался большой лагерь, в котором разместились 104 человека из экипажа затонувшего «Челюскина». Из них 10 женщин и двое детей. Они боролись за выживание в течение двух долгих месяцев. Их лидер Отто Шмидт старался всячески поддержать дух своих товарищей и не дать людям впасть в отчаяние и отчаяние.
Он даже начал читать научные лекции в большой палатке. На льду удалось построить взлетно-посадочную полосу, и экипаж погибшего «Челюскина» начали эвакуировать по воздуху. Всего было выполнено 20 полетов. Сам Отто Юльевич планировал эвакуироваться последним. Но он заболел тяжелой формой пневмонии. По настоянию советского правительства 11 апреля его переправили на Аляску.
Спасенных «челюскинцев» и эвакуировавших их на Большую землю советских летчиков столица СССР встретила с настоящей радостью. Спустя 30 лет аналогичным образом будут чествовать первых советских космонавтов. Все члены экипажа «Челюскина», кроме детей, награждены орденом Красной Звезды. А летчики, участвовавшие в их эвакуации, стали первыми обладателями Золотых Звезд Героев СССР.
В 1937 году полярники под руководством Отто Шмидта высадились с самолета на Северном полюсе. Они организовали на Северном полюсе исследовательскую станцию, носившую его имя. За руководство организацией этой станции Шмидт получил звание Героя Советского Союза.
Личная жизнь
Свой первый брак Отто заключил с Верой Федоровной Яницкой. Она была сестрой библиотекаря; отец женщины был доктором географических наук. Жена Шмидта работала учителем и психоаналитиком, изучая детство и наблюдая за детьми с отклонениями в развитии.
В браке с Отто у нее родился сын Владимир. Он стал кандидатом технических наук и профессором МГУ. Мужчина стал достойным продолжателем своего отца, и его труд неоднократно был вознагражден. Умер в 2008 году. У него было двое детей — Вера и Федор. Дочь стала педиатром, а сын проктологом.
Второй сын Отто, Сигурд, родился 15 апреля 1922 года в браке с Маргаритой Эммануиловной Голосовкер. Женщина была сестрой известного философа и переводчика. Она была музейщиком и литературоведом. Сигурд работал историком и умер в 2013 году.
Третий брак Отто был с Александрой Александровной Горской. Была участницей экспедиции на корабле «Челюскин». Сына звали Александр, и он предпочитал обычную жизнь. Умер в 2010 году.
Отто иногда ошибочно связывают с мятежным черноморским лейтенантом Петером Шмидтом. Но их отношения никак не подтверждены. Считается, что исследователь может быть потомком композитора Франца Шмидта.
Отто Шмидт открыл Северные страны для исследований. Он открыл новый полуостров, названный в его честь. Мужчина смог прославиться благодаря своим научным достижениям. Его труд высоко ценится современными учёными. Многие знают, как выглядел Шмидт, благодаря его портретам в научной литературе.
В честь Отто Шмидта проводятся различные научные мероприятия. Их цель – сохранить память о великом учёном и исследователе.
Начальник Главсевморпути
С тех пор арктические экспедиции Шмидта стали регулярными. Он оставил Георгия Ушакова на зимовку на Северной Земле, поручив ему исследование этого архипелага – наименее изученного.
В 1932 году Шмидт официально стал начальником Главного управления Северного морского пути. В те годы аббревиатура ГУСМП звучала как романтическое заклинание. Его считали более влиятельным, чем большинство наркомов, а по народной популярности в те годы он уступал, пожалуй, только Иосифу Сталину, Климу Ворошилову и летчику Валерию Чкалову. Его сразу запомнили не только по фамилии, но и по лицу. Пожалуй, в то время Шмидт был единственным бородатым мужчиной в советской элите.
Фото: ТАСС/Сергей Лоскутов Начальник приводной станции «Северный полюс — 1» Иван Дмитриевич Папанин и Герой Советского Союза, действительный член Академии наук СССР, начальник Главного управления Северного морского пути Отто Юльевич Шмидт (слева направо) на ледоколе «Ермак».
В этом же году ледокол «Сибиряков» впервые в истории совершил переход из Архангельска в Тихий океан за одну навигацию, хотя и получил серьезные повреждения во льдах и даже потерял гребной винт… Это был беспрецедентный случай достижение, о чем писали все газеты мира. В Советском Союзе о «покорении Севера» знал каждый школьник. Стало ясно, что Шмидту удалось перехватить инициативу по освоению Арктики у норвежцев и американцев. Всего пять лет назад это казалось невозможным.
Он умел не только делать открытия, но и как сообщать о них – как начальству, так и обществу. Он умел красиво преподнести свои достижения – и даже сомнительные победы порой превращались в триумфы на Северном морском пути. Хотя безоговорочных побед было предостаточно… Шмидт заботился как о собственном авторитете, так и об авторитете отрасли, не скрывая своего буйного нрава. И заставил всю страну поверить, что в мире нет ничего важнее, чем развитие Северного региона. А Шмидта, несомненно, считали «начальником Арктики».
Любимец женщин, острослов и мечтатель, он был отчасти авантюристом, хотя и умел «включить» свой математический ум. Он предпочитал необычные ходы, которые иногда позволяли ему выйти из тупиковых ситуаций. Бросившись в водоворот приключений, он забыл советы врачей – и, может быть, поэтому рано состарился. Но пока он себе в этом не признавался.
От Памира к бухте Тихой
Его арктическая эпопея началась с туберкулеза. Отто Юльевич страдал этим заболеванием с юных лет – и врачи посоветовали ему в качестве терапии заняться альпинизмом. Шмидт начал штурмовать горы во время путешествия по Европе и проявил немалые способности. А поскольку он старался сделать все «серьезным», то терапию и развлечения он превратил в научный эксперимент. Его экспедиция на Памир получила отклик всего Союза.
Путешественники изучали географию огромной горной системы, давали новые названия неизвестным вершинам – пик Ленина и так далее. Исследования Шмидта ледников Памира легли в основу советской гляциологии — науки о льду. Тогда Шмидт говорил: «Если хочешь стать хорошим полярником, сначала надо подняться в горы».
Советский Союз готовился к крупному наступлению на север. В то время Рудольф Самойлович и Владимир Визе заслуженно считались наиболее авторитетными отечественными полярниками. Но в 1929 году именно Шмидт-математик неожиданно был назначен руководителем экспедиции, которая должна была вывести изучение Арктики на новый уровень. Он погрузился в книги о северных путешествиях, внимательно изучал Нансена…
И убедился — сначала теоретически, — что Северный морской путь способен оживить огромную, малонаселенную территорию. Открытие регулярного морского пути вдоль северного побережья России было мечтой еще со времен Петра Великого и Ломоносова.
Северные коммуникации: армейские базы в Арктике получили военный интернет Надежная передача данных поможет укрепить обороноспособность на важном стратегическом направлении
«Первым подвигом Геракла» стало освоение Земли Франца-Иосифа. В то время архипелаг стал предметом международных споров. Итальянский герцог Бенито Муссолини был не прочь основать итальянскую колонию в Арктике. В Риме были лучшие дирижабли в мире, они летали по северным пустыням, по земле там… Советский Союз должен был раз и навсегда закрепить за собой эти земли. Путешествие на старом ледокольном пароходе «Седов» оказалось долгим и опасным, но Шмидт эффектно водрузил над ледяным архипелагом флаг СССР. С тех пор серьезных территориальных дискуссий относительно этих островов не велось.
Там, в бухте Тихой, Шмидт создал уникальную геофизическую полярную обсерваторию, на территории которой теперь открыт замечательный арктический музей. В то же время в той экспедиции команда Шмидта побила мировой рекорд плавания в евразийской части Арктики. «Всего» 700 км отделяли в то время путешественников от Северного полюса. Возвращение из первой экспедиции оказалось опасным — прямо как в фантастических романах.
Корабль мог застрять во льдах. Шмидт предложил обходной маршрут — с юга через север — который оказался спасительным. 11 сентября 1929 года, обессиленный, но не раздавленный айсбергами, Седов вернулся в Архангельск.
Читайте также: Интересные факты о Меркурии, которые почти никто не знает