- Кто такие Крузенштерн и Лисянский
- Подготовка к кругосветному путешествию
- Камчатка
- Тихий океан
- Вместе и врозь
- Рекорды и Награды
- Шлюп «Нева»: Командир — Лисянский Юрий Федорович.
- Описание плавания
- История и карта маршрута
- Европа и Атлантический океан
- Тихий океан
- Граф Федор Толстой
- Камчатка
- Япония
- Путешествие «Невы»
- Китай
- Япония
- Состав экспедиции, подготовка к плаванию
- Возвращение
- Что открыли Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский
- Граф Федор Толстой
- Европа и Атлантический океан
- Китай
- Признание и значение путешествия
- Значение экспедиции для развития географии и других наук
- Интересные факты о Крузенштерне, Лисянском и их совместном путешествии
Кто такие Крузенштерн и Лисянский
Крузенштерн Иван Федорович родился 8 ноября 1770 года в семье немецкого судьи Иоганна Ф. Крузенштерна. В 12 лет Крузенштерн поступил в церковное училище, где проучился 2 года, а затем поступил в Морской кадетский корпус. Он оставался там до 1988 года, когда началась война со Швецией.
После начала военных действий Иван Федорович был направлен на корабль «Мстислав», где провел ряд боев. После этого в 1790 году за участие в победоносных боях и отличную службу ему был присвоен чин поручика. В 1993 году его и Юрия Лисянского отправили в Англию.
После 6 лет службы в Британии, благодаря своему там опыту, он предложил императору совершить кругосветное плавание, на что получил одобрение.
После экспедиции И. Ф. Крузенштерн занялся просветительской и государственной работой. Он стал директором кадетского корпуса, в котором учился сам. Выйдя в отставку, он дослужился до генеральского звания и стал видным членом Московского университета и Императорской Академии наук. Также удостоен множества других званий. Крузенштерн умер в 1846 году.
Лисянский Юрий Федорович – известный моряк и путешественник, капитан первого ранга и учёный. Он родился 2 августа 1773 года в городе Нежине в семье церковного служителя Федора Лисянского.
Во время учебы в Морском кадетском корпусе он подружился с И. Ф. Крузенштерном. После учебы в 13 лет его определили на корабль «Подразислав». Где он участвовал во многих боях, и за ряд наград перед Родиной получил звание лейтенанта. В 73 году его отправили служить в Великобританию. Там он через 4 года пережил контузию и в 1997 году вернулся в Россию.
27 марта того же года ему было присвоено звание капитан-лейтенанта и назначен капитаном корабля «Автроил». Затем он принял участие в кругосветном путешествии, а с 1807 по 1808 год был командиром фрегатов «Зачатие Святой Анны» и «Эмгатен». Он провел большое количество сражений и вышел в отставку в 1809 году.
Крузенштерн и Лисянский завершили свое кругосветное путешествие, но последний начал описывать его лишь после выхода из военной службы, а личные записки были изданы в виде журнала в 1812 году, а в 1814 году изданы в столице Великобритании. Ю.Ф умер Лисянский 22 февраля 1837 г
Подготовка к кругосветному путешествию
В 1799 году правителю Павлу I И. Ф. Крузенштерн представил план кругосветного плавания. Его целью была организация торговли мехом между Российской империей и Китаем. Никакого одобрения получено не было.
После убийства правителя в 1801 году идею такого путешествия поддержала Русско-Северо-Американская компания, созданная в 1799 году для освоения территории Курильских островов и Аляски. А в 1802 году разрешение было получено, и руководителем стал Крузенштерн.
В ходе плавания планировалось установить сообщение между Аляской и европейской частью России. Также перевозит багаж на Аляску, а затем мех в Китай с целью продажи. Компания оплатила половину командировочных расходов.
Они решили купить корабли. В Великобритании купили 2 надежных флагмана: «Надежда» и «Нева». Крузенштерн стал капитаном первого, а второй отплыл под руководством Лисянского.
Подготовка к экспедиции велась тщательно. В рамках этого было закуплено много лекарств, в основном противоцинготных. Ядро команды составляли российские военные моряки. Суда были оснащены современным научным оборудованием. Корабли отправились под российским военно-морским флагом – Андреевским знаменем.
Камчатка
В начале июля Надежда приехала в Петропавловск-Камчатский. К этому времени отношения Крузенштерна и посла Резанова обострились до предела. Конфликт между ними возник еще в начале плавания и был связан с тем, что, хотя Крузенштерн был командиром корабля, Резанов формально считался руководителем экспедиции, и его статус стал известен только после того, как он покинул Кронштадт.
Такое двоевластие просто не могло не сказаться на дисциплине экипажа во время первого кругосветного путешествия Крузенштерна и Лисянского. Дело едва не дошло до беспорядков, и посол был вынужден все время проводить в каюте до прибытия в Петропавловск-Камчатский. Выйдя на берег, он сразу же пожаловался губернатору на действия Крузенштерна и его команды. Однако все разрешилось успешно, и «Надежда» вышла в море и направилась к берегам Японии.
Тихий океан
В конце концов ремонт был завершен, и первое русское кругосветное плавание Крузенштерна и Лисянского продолжилось. 20 февраля 1804 года корабли обогнули мыс Горн и продолжили путь по Тихому океану. Не обошлось и без происшествий: из-за сильного ветра, дождя и тумана корабли потеряли друг друга из виду.
Но командование экспедиции предвидело такую возможность, опираясь на рассказы английских моряков о «бешеных пятидесятых» и «ревущих сороковых». При таком развитии событий было решено встретиться на острове Пасхи. «Нева» подошла к острову и, прождав там три дня, направилась к Маркизским островам, где встретила «Надежду» у острова Нукагива.
Оказалось, что, потеряв из виду корабль Лисянского, Крузенштерн отправился на север для исследования местной части моря, но новой земли так и не нашел. Сам остров был подробно описан, собрана коллекция неизвестных науке растений, Лисянский составил краткий словарь родного языка. После этого корабли покинули Нукагиву, в мае второй раз пересекли экватор и направились к Гавайским островам, где и разошлись. «Надежда» отправилась на Камчатку, а «Нева» — к северо-западным берегам Америки.
Вместе и врозь
Уникальность и сложность этого кругосветного путешествия заключалась в том, что два корабля прошли вместе лишь небольшую часть маршрута, а затем значительную часть прошли по отдельности. С одной стороны, это вызвало дополнительные трудности, с другой – позволило нам посетить больше стран.
Карта первого российского кругосветного плавания
Первый раз корабли попали в шторм и случайно отделились друг от друга у мыса Горн. Экспедиция воссоединилась лишь на Маркизских островах, что необычайно удивило моряков. Затем корабли вместе дошли до Гавайских островов, а затем разошлись — на этот раз намеренно: «Нева» отправилась к берегам Аляски, а «Надежда» — к Камчатке и Японии. Они планировали встретиться в Китае.
Рекорды и Награды
Иван Крузенштерн награжден орденом Святой Анны II степени
Император Александр I наградил царского И. Ф. Крузенштерна и всех участников экспедиции. Все офицеры получили следующие звания:
- кавалеры ордена Святого Владимира 3-й степени и 3000 руб.
- лейтенанты по 1000 каждый
- гардемаринам пожизненная пенсия 800 рублей
- нижние чины при желании увольнялись и назначались пенсии от 50 до 75 рублей.
- Все участники первого кругосветного путешествия были награждены специальной медалью высшей степени
Юрий Лисянский стал первым капитаном в мировой истории, совершившим безостановочный переход из Китая в Англию за 142 дня.
Шлюп «Нева»: Командир — Лисянский Юрий Федорович.
Общая численность экипажа корабля – 54 человека.
Юрий Лисянский. 29 лет. С детства я мечтал о море. В 13 лет его досрочно освободили из петербургского военно-морского корпуса в связи с русско-шведской войной. Участвовал в нескольких матчах. В 16 лет ему было присвоено звание мичмана. Кавалер ордена Святого Георгия 4-й степени. Ему была свойственна исключительная требовательность к себе и своим подчиненным.
Описание плавания
Экватор
26 ноября 1803 года корабли под российским флагом «Надежда» и «Нева» впервые пересекли экватор и вошли в южное полушарие. По морской традиции состоялось празднование Нептуна.
Мыс Горн и Нука-Хива
«Нева» и «Надежда» вошли в Тихий океан по отдельности, но капитаны предвидели такой вариант и заранее договорились о месте встречи — Маркизский архипелаг, остров Нукухива. Но Лисянский решил по дороге заехать еще и на остров Пасхи, чтобы проверить, не приземлилась ли там Надежда. «Надежда» благополучно обогнула мыс Горн и вошла в Тихий океан 3 марта 1804 года, а рано утром в пасхальное воскресенье 24 апреля 1804 года, на 235-й день плавания, в освещенной солнечной дымке показалась земля.
Нука-Хива сегодня представляет собой небольшой тихий остров. Здесь всего две дороги и три деревни, одна из которых — столица Тайохэ. На всем острове проживает 2770 душ, которые медленно занимаются производством копры и ведением домашнего хозяйства. Вечерами, когда спадает жара, они сидят возле домов или играют в петанк — развлечение, которое французы приносят взрослым…
Центр жизни — крохотный пирс, единственное место, где можно увидеть сразу несколько человек, и только тогда рано утром в субботу, когда рыбаки привозят на продажу свежую рыбу. На 4-й день их пребывания в Нуку-Хива к капитану пришел гонец от короля с неотложной новостью: на рассвете с горы они увидели далеко в море большой корабль. Это была долгожданная Нева».
Экватор
Уже находясь в Тихом океане, 25 мая 1804 года корабли снова пересекли экватор.
Аляска
С 1799 по 1867 годы Русской Америкой назывались владения Российской империи в Северной Америке — полуостров Аляска, Алеутские острова, архипелаг Александра и некоторые поселения на Тихоокеанском побережье. «Нева» благополучно достигла пункта назначения и 10 июля 1804 года приблизилась к побережью Аляски. Пункт назначения — Павловская бухта на острове Кадьяк, столица Русско-Америки.
После мыса Горн и острова каннибалов эта часть плавания показалась морякам спокойной и скучной… Но они ошибались. В 1804 году экипаж «Невы» оказался здесь в центре боевых действий. Воинственное племя тлинкитов восстало против русских и перебило небольшой гарнизон форта.
Русско-Американская торговая компания была основана в 1799 году «русским Колумбом» — купцом Шелиховым, тестем Николая Резанова. Компания торговала заготовленным мехом, моржовыми клыками, китовыми костями и ворванью. Но главной задачей было укрепление отдаленных колоний… Руководителем компании стал Александр Баранов. Погода на Аляске даже летом переменчивая – то дождь, то солнце…
Оно и понятно: север. Уютный город Ситка сегодня живет рыбалкой и туризмом. Здесь тоже многое напоминает времена Русской Америки. Лисянский бросился сюда на помощь Баранову. Отряд под командованием Баранова, отправившийся в Ситку, состоял из 120 рыбаков и около 800 алеутов и эскимосов. Им противостояло несколько сотен индейцев, укрепившихся в деревянной крепости… В эти жестокие времена тактика противников была везде одинаковой: они не оставляли никого в живых.
После нескольких попыток переговоров Баранов и Лисянский решают штурмовать крепость. Десант — 150 человек — русские и алеуты с пятью орудиями — высаживается на берег.
Потери русских после атаки составили 8 человек убитыми (в том числе трое матросов с «Невы») и 20 ранеными, в том числе командир «Аляски» Баранов. Алеуты тоже подсчитывали свои потери… Еще несколько дней осажденные в крепости индейцы уверенно вели огонь по русским баркасам и даже по Неве. И тут вдруг прислали гонца с просьбой о мире.
Шлюп «Нева» у берегов Аляски
Нагасаки
Российское посольство Николая Резанова и Ивана Крузенштерна ожидало ответа сёгуна у берегов Японии. Лишь через два с половиной месяца «Надежде» разрешили войти в гавань и подойти к берегу, а корабль Крузенштерна с послом Резановым вошел в гавань Нагасаки 8 октября 1804 года. Японцы говорили, что через 30 дней из столицу и объявить волю императора. Но шла неделя за неделей, а «большого человека» по-прежнему не было видно… После полутора месяцев переговоров японцы наконец выделили посланнику и его свите небольшой домик. А потом возле дома отгородили сад для тренировок — 40 на 10 метров.
Послу сказали: принять его при дворе нет возможности. Сёгун также не может принимать подарки, потому что он должен ответить тем же, а у Японии нет больших кораблей, которые можно было бы послать королю… Японское правительство не может заключить торговое соглашение с Россией, потому что закон запрещает отношения с другими странами.
И по этой же причине всем русским кораблям отныне был запрещен заход в японские порты… Однако император распорядился снабдить моряков провиантом. И раздал 2000 мешков соли, 2000 шелковых ковров и 100 мешков проса. Дипломатическая миссия Резанова провалилась. Для экипажа «Надежды» это означало: после многих месяцев пути в Нагасаки они наконец смогут продолжить плавание.
Сахалин
«Надежда» обошла всю северную оконечность Сахалина. Попутно Крузенштерн назвал открытые плащи в честь своих офицеров. Сейчас на Сахалине есть мыс Ратманова, мыс Левенштерна, гора Эспенберг, мыс Головачева… Одна из бухт получила название в честь корабля — бухта Надежда. Лишь 44 года спустя капитан-лейтенант Геннадий Невельской сможет доказать, что Сахалин — это остров, проведя корабль через узкий пролив, который будет назван в его честь. Но и без этого открытия исследования Крузенштерна на Сахалине имели очень важное значение. Он впервые нанес на карту тысячу километров береговой линии Сахалина.
В Макао
Следующим местом встречи Невы и Надежды был определен близлежащий порт Макао. Крузенштерн прибыл в Макао 20 ноября 1805 года. Военный корабль не мог долго оставаться в Макао, даже с грузом мехов на борту. Тогда Крузенштерн заявил, что намерен купить столько товаров, что они не поместятся на его корабле, и ему придется ждать прибытия другого корабля. Но шла неделя за неделей, а Невы все не было. В начале декабря, когда «Надежда» собиралась выйти в море, наконец появилась «Нева».
Ее трюм был наполнен мехами: 160 тысячами шкур морского бобра и тюленя. Такое количество «мягкого золота» было вполне способно обрушить пушной рынок Кантона. 9 февраля 1806 года «Надежда» и «Нева» покинули китайские берега и направились на родину. «Нева» и «Надежда» довольно долго плыли вместе, но 3 апреля у мыса Доброй Надежды потеряли друг друга в пасмурную погоду. Местом встречи для такого случая Крузенштерн назначил остров Св. Елены, куда он прибыл 21 апреля.
Обойти Ла-Манш
Крузенштерн, чтобы избежать встречи с французскими каперами, выбрал обходной маршрут: вокруг северной оконечности Шотландии в Северное море и далее через Кильский пролив в Балтийское море. Лисянский в районе Азорских островов узнал о начале войны, но все же пересек Ла-Манш и рискнул встретиться с французами. И он стал первым капитаном в мировой истории, совершившим беспосадочный переход из Китая в Англию за 142 дня.
История и карта маршрута
Крузенштерн и Лисянский могли бы и не совершить кругосветное путешествие, поскольку идея кругосветного плавания возникла в середине XVIII века у адмирала флота Головина Н. Ф. Экспедиция даже планировалась в 1787 году под командованием Г. И. Муловского.
Однако этого так и не произошло из-за гибели капитана в войне со Швецией в Эландском сражении на корабле «Мстислав». Где молодой Крузенштерн служил мичманом.
За пару дней до вылета маршрут экспедиции был изменен. Поступил приказ доставить Н. П. Резанова в японское посольство с подарками и сопровождающими лицами. Они поселились на корабле «Надежда». Позже выясняется, что он получил силы лидера путешествия. Это назначение стало неожиданностью для участников.
Европа и Атлантический океан
Путешествие началось в 1803 году из Кронштадтской бухты. После остановки в Копенгагене оба корабля направились к берегам Англии. Дальше дорога лежала на юг, к Канарским островам.
Экспедиция прибыла сюда в октябре, а через пару недель корабли впервые в истории российского флота пересекли экватор.
Тихий океан
Во время плавания на «Надежде» сложилась сложная ситуация из-за разногласий между Резановым и Крузенштерном. Первого не устраивал стиль управления. В начале зимы корабли достигли берегов Бразилии, обогнули мыс Горн и оказались в Тихом океане; экспедиция попала в шторм, и корабли рассеялись.
На такой случай у командиров была договоренность о местах встречи, первая была на острове. Пасха вторая – о. Нуку-Хива (на Маркизских островах). Корабль Крузенштерна унесло от первой мета на запад, и он направил его прямиком ко второй точке встречи. «Нева» пришла к о. Пасхи, где она пробыла несколько дней, а затем отправилась в Нуку-Хива. Здесь корабли встретились.
В это время конфликт на «Надежде» обострился, и камергер настоял на изменении маршрута, тогда весь офицерский корпус отказался ему подчиняться и полностью выполнил приказы Крузенштерна. Ситуацию не удалось исправить даже тогда, когда Резанов вручил императорский указ.
От Маркизских островов корабли направились на северо-запад и в конце мая оказались на Гавайях, где маршруты разделились: Лисянский отправился на север, к острову. Кадьяк и Иван Федорович — на северо-запад к побережью Камчатки.
Выполнить заказ и доставить посла в Японию. В Петропавловске Резанов пытался наказать Крузенштерна с помощью коменданта П. И. Кошелева, но последнему удалось ликвидировать конфликт и примирить участников.
В ноябре «Надежда» уже прибыла к побережью Нагасаки, пробыв там много месяцев, команда вернулась в Петропавловск. Путь проходил через Корейский пролив в Японском море и пролив Лаперуза в Охотске. 23 сентября корабль отошел от берега и направился в Южно-Китайское море, а 8 ноября – к берегам Макао.
«Нева» пришла на остров Кадьяк в июле 1804 г и провела там больше года, затем направилась в Макао. По пути корабль прошел мимо Гавайских островов, где сел на мель возле неизвестного острова, который впоследствии был назван Лисянским.
После снятия с мели в ноябре корабль прошел южный берег Формозы и вошел в Южно-Китайское море. Здесь их уже ждал Крузенштерн и его команда.
Маршрут кругосветного путешествия на Крузенштерне и Лисянском.
Граф Федор Толстой
Крузенштерн и Лисянский путешествовали по миру в компании графа Федора Толстого, отправившегося с командой Ивана Федоровича в плавание на «Надежде». Доподлинно неизвестно, как ему удалось там оказаться.
По словам родственницы Марьи Каменской, он присоединился к экспедиции под видом своего двоюродного брата, своего тезки Федора Петровича Толстого, который отказался от поездки из-за морской болезни. Возможно, граф сделал это, чтобы избежать наказания в Преображенском полку.
В дороге Толстой не был обременен служебными обязанностями и жил свободной жизнью, совершая иногда непредсказуемые поступки. Он часто становился зачинщиком ссор как с штатными членами экипажа, так и с капитаном. Он также отпускал жестокие шутки в адрес тех, кто ему не нравился.
Например, священника, сопровождавшего корабль под командованием Лисянского, он напоил, а его бороду приклеил к палубе и запечатал печатью. Чтобы быть свободным, мне пришлось подстричь бороду.
Или однажды, когда Крузенштерна не было рядом, граф пробрался в каюту к находившемуся на борту орангутангу, нашел там путевые записки и научил обезьяну заправлять бумагу чернилами. Затем он оставил питомца в покое и уничтожил все бумаги.
Такое поведение стало причиной повторного заключения Толстого. В конце концов Крузенштерн освободил его, пока он жил на Камчатке. Дальнейший путь можно узнать только со слов графа. Он достиг Ситки и оставался там несколько месяцев. Затем он посетил Дальний Восток, Поволжье, Сибирь и Урал. Его путешествие закончилось в Петербурге в августе 1805 года.
Камчатка
14 июля 1804 года «Надежда» вошла в Авачинскую губу. В Петропавловске на тот момент проживало не более 200 человек. Сюда же приехал генерал Кошелев, губернатор Нижнекамчатска, который в то время был столицей полуострова. Он помог члену экипажа устранить повреждения судна и помог подготовиться к визиту в Японию.
Сюда же приземлились художник и врач. А Толстого за скандальное поведение выслали насильно. Через 47 дней, 30 августа, корабль продолжил путь и отплыл в Японию.
«Надежда» вернулась сюда после японского «плена». Хотя Крузенштерну это делать было категорически запрещено, он проложил курс вдоль побережья на западе и даже нанес маршрут на карту. Здесь проявился его жесткий, закаленный в боях характер. В море он чувствовал себя в безопасности. Несколько раз корабль приземлялся на сушу, здесь удалось установить контакт с жителями местного острова Хоккайдо – Айнан.
Весной 1805 года корабль прибыл в сахалинскую губу Анива, где располагалась японская администрация. Освоению этих мест помешал Резанов, настаивавший на скором выезде на Камчатку, где он мог бы доложить о результатах визита посольства.
5 июня этого года команда вернулась в Петропавловск, где посол сошел на берег и отправил донесение императору, а сам отправился на Аляску на корабле с купцом. Ровно через месяц «Крузенштерн» возобновил путешествие и направился на Сахалин. Он не мог этого обойти. В конце августа корабль вновь пришвартовался в Авачинской бухте, где шла подготовка к пути в Макао.
Япония
Япония — довольно изолированная страна, куда доступ иностранцам был запрещен, а все корабли в ее портах воспринимались как враждебные. Это позволило японцам сохранить самобытность своей культуры и защитить страну от колонизации и торговой экспансии.
Торговля велась только с купцами Ост-Индской компании в порту Нагасаки. По этой причине точных карт не было, и Крузенштерн шел наугад, по пути фотографируя побережье Японии.
8 октября 1804 года корабль прибыл к берегам Нагасаки. На борту находились несколько японцев, оказавшихся там из-за крушения их кораблей. Они также выступали в качестве переводчиков. На корабль немедленно прибыл представитель Японии, чтобы получить информацию о том, кто и зачем приплыл. После этой встречи Крузенштерну разрешили войти в гавань с помощью японского лоцмана.
Команде пришлось пробыть здесь почти полгода. Император Японии не принял подарков Резанова и не согласился вступить в переговоры. Все это время японцы снабжали русских продовольствием. Они также предоставили им все необходимое для путешествия, но запретили обратный путь через западные побережья Японии. 5 апреля 1805 года «Надежда» отплыла обратно после неудавшейся дипломатической миссии.
Путешествие «Невы»
Крузенштерна и Лисянского разлучили почти в самом начале кругосветного путешествия на море из-за шторма. 10 июля 1804 года «Нева» под командованием Юрия Федоровича причалила к берегу первого постоянного места проживания русских в Америке — острова Кадьяк.
Корабль вошел в гавань с южной стороны, называемой Святого Павла. Это место было административным центром. Здесь команда узнала, что Архангельская крепость, расположенная в заливе Ситка, подверглась нападению местных индейцев. Крепость была полностью сожжена, а население уничтожено.
Здесь Лисянский получил послание от русского правителя А. А. Баранова, прибывшего для отвоевания крепости, с просьбой о помощи. Через месяц, 15 августа, после устранения повреждений и разгрузки корабль отошел к берегам Ситки.
Путешествие заняло 5 дней, и 20 августа Нева уже была на месте. Вместе Баранов и Лисянский разработали оперативный план, в котором главную роль в восстановлении отношений с индейцами сыграли матросы и вооружение кораблей. Позже недалеко от крепости было основано поселение – Новоархангельск. И 10 ноября корабль отправился в Кадьяк.
Также через 5 дней «Нева» вошла в порт Святого Павла, где и осталась на зимовку. Через полгода, наполнив трюмы продовольствием, водой и мехами, корабль направился в Ситку для погрузки собранных Барановым мехов.
20 июня 1805 года, когда прибыл корабль, в новом поселении уже воцарился мир с аборигенами, и дома были отстроены заново. Погрузив подготовленные меха, Лисянский 2 сентября отплыл в Макао.
Китай
20 ноября 1805 года Крузенштерн уже прибыл в Макао, где ждал на Неве до 3 декабря. Это португальская колония на побережье Китая. Им пришлось пробыть здесь более 2 месяцев. Ситуация была не самая дружелюбная, пришлось подстраиваться под местные обычаи.
Но полководцы проявили свое мастерство и выиграли битву с купцами, обменяв меха на популярные европейские товары: чай, фарфор и т д.
Япония
26 сентября 1804 года корабль прибыл в порт Нагасаки. Но местные власти встретили русских моряков довольно холодно, даже враждебно. Сначала от них потребовали сдать пушки и вообще все огнестрельное оружие; только после этого кораблю разрешили войти в бухту. «Надежда» простояла в гавани полгода, за это время морякам даже не разрешили сойти на берег. Наконец послу сообщили, что император не может его принять.
Более того, русским кораблям отныне было запрещено появляться у японского побережья. Попытка установить дипломатические отношения закончилась неудачей. Впрочем, это неудивительно, ведь в то время Япония строго следовала политике изоляции и не собиралась от нее отказываться. Корабль вернулся в Петропавловск-Камчатский, где Резанов был освобожден от дальнейшего участия в плавании.
Однако поездка в Японию не прошла даром. Этот регион был плохо известен европейцам; карты были полны неточностей и ошибок. Крузенштерн составил описание западной береговой линии Японских островов и внес в карты некоторые изменения.
В июле 1805 года Надежда совершила еще одно плавание, на этот раз к берегам Сахалина. Пройдя с юга на север острова и попытавшись обойти его, экспедиция столкнулась с туманом и мелководьем. Крузенштерн ошибочно решил, что Сахалин — это полуостров, соединенный с материком перешейком, и вернулся на Камчатку. Пополнив провизию, произведя необходимый ремонт и погрузив меха, шлюп в конце сентября отправился в Китай. По пути с карт было удалено несколько несуществующих островов, а сама Надежда несколько раз попадала в шторм. Поздней осенью корабль наконец бросил якорь в Макао и стал ожидать прибытия Лисянского.
Состав экспедиции, подготовка к плаванию
Летом 1803 года два шлюпа «Надежда» и «Нева» вышли из порта Кронштадта. Капитаном «Надежды» был Иван Крузенштерн, капитаном «Невы» — его друг и однокурсник Юрий Лисянский. Шлюпы «Надежда» и «Нева» — трехмачтовые корабли Крузенштерна и Лисянского, способные нести до 24 орудий. Они были куплены в Англии за 230 000 рублей, первоначально назывались «Леандер» и «Темза». Длина «Надежды» составляет 117 футов, то есть около 35 метров при ширине 8,5 метра, водоизмещение 450 тонн. Длина «Невы» — 108 футов, водоизмещение — 370 тонн.
На борту «Надежды» находились:
- гардемарины Фаддей Беллинсгаузен и Отто Коцебу, прославившие впоследствии своими экспедициями русский флот
- посол Николай Петрович Резанов (для установления дипломатических отношений с Японией) и сопровождающие его лица
- ученые Горнер, Тилезиус и Лангсдорф, художник Курлянцев
- загадочным образом в экспедицию попал и знаменитый скандалист и дуэлянт граф Федор Толстой, вошедший в историю как американец Толстой
Иван Крузенштерн. 32 года. Потомок обрусевшего немецкого дворянского рода. Досрочно освобожден из морской пехоты в связи с русско-шведской войной. Неоднократно участвовал в морских боях. Кавалер ордена Святого Георгия IV степени. Он служил добровольцем на кораблях английского флота, побывал у берегов Северной Америки, Южной Африки, Ост-Индии и Китая.
Ермолай Левенштерн. 26 лет. Лейтенант Надежда. Он отличался слабым здоровьем, но исполнял свою службу качественно и аккуратно. В своем дневнике он подробно описал все события экспедиции, в том числе курьезные и непристойные. Он дал нелестные характеристики всем своим товарищам, за исключением Крузенштерна, которому был искренне предан.
Макар Ратманов. 31 год. Старший лейтенант шлюпа «Надежда». Однокурсник Крузенштерна по шведскому флоту. Высший из экспедиционных офицеров принимал участие в русско-шведской войне, затем в составе эскадры Фёдора Ушакова — во взятии крепости Корфу и Ионических островов. Ему была свойственна редкая смелость, а также прямота в высказываниях.
Николай Резанов. 38 лет. Из бедной дворянской семьи. Служил в лейб-гвардии Измайловском полку, затем секретарем различных отделений. Вызвав зависть фаворита императрицы Платона Зубова, он был командирован в Иркутск для проверки деятельности предпринимателя Григория Шелихова. Он женился на дочери Шелихова и стал совладельцем огромного капитала. Он получил разрешение императора Павла основать Русско-Американскую компанию и стал одним из ее руководителей.
Федор Толстой. 21 год. Гвардии лейтенант, член окружения Резанова. Он прославился в Петербурге как интриган, авантюрист и снайпер. В экспедицию я попал случайно: вызвал на дуэль своего командира полка и, чтобы избежать неприятностей, по решению семьи оказался в пути вместо двоюродного брата.
Вильгельм-Теофил Тилезиус фон Тиленау. 35 лет. Немецкий врач, ботаник, зоолог и натуралист. Прекрасный рисовальщик, составивший рукописную летопись экспедиции. Затем он хочет сделать себе имя в науке. Есть версия, что многие его рисунки были скопированы с работ его коллеги и соперника Лангсдорфа.
Барон Георг-Генрих фон Лангсдорф. 29 лет. М.Д. Работал врачом в Португалии, в свободное время проводил научные исследования и собирал коллекции. Действительный член Физического общества Геттингенского университета. Санкт-Петербургская Академия наук.
Иоганн-Каспар Хорнер. 31 год. Швейцарский астроном. Призван из Цюриха присоединиться к экспедиции в качестве штатного астронома. Ему были свойственны редкостное спокойствие и самообладание.
Шлюп «Надежда»
Возвращение
31 января 1806 г. «Нева» и «Надежда» отправились домой. Оно произошло 21 февраля в Зондском проливе, ведущем в Индийский океан. В апреле корабли снова разошлись возле мыса Доброй Надежды, но капитаны договорились в случае чего встретиться у берегов острова. Святая Елена.
Это был маршрут первого кругосветного путешествия под руководством Крузенштерна и его помощника Лисянского
«Надежда» во главе с И. Ф. Крузенштерном прибыла на остров 3 мая 1806 года. Здесь полководец узнал о войне с французами и, не дожидаясь Лисянского, решил плыть на север через северное побережье Англии, чтобы избежать встречи с французским флотом в английском канале.
В это время Лисянский Ю.Ф решил пройти от китайских берегов к европейским, не заходя в порты. На корабле уже не было лишнего груза, а трюмы были заполнены провиантом. «Нева» прошла мимо побережья острова. «Св. Елены» и ее команда не знали о военных действиях Франции, поэтому смело вошли в Ла-Манш, а затем высадились у берегов Великобритании.
Пробыв там 2 недели, 13 июля Лисянский уехал в Россию, а 5 августа уже был там. Крузенштерн прибыл только 19 августа.
Что открыли Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский
- На карту мира добавлены новые острова, проливы, рифы, заливы и мысы
- Исправлены неточности на карте Тихого океана
- Русские моряки составили описание побережья Японии, Сахалина, Курильской гряды и многих других местностей
- Крузенштерн и Лисянский провели обширные исследования морской воды. Русские мореплаватели смогли изучить различные течения и обнаружить встречные течения между атлантической и тихоокеанской торговлей
- Экспедиция собрала богатую информацию о прозрачности, удельном весе, плотности и температуре морской воды на разных глубинах
- Экспедиция собрала богатейшую информацию о климате, атмосферном давлении, приливах и приливах в разных районах Мирового океана и другие данные, положившие начало новой морской науке — океанографии, изучающей явления в Мировом океане и его частях
Граф Федор Толстой
По пути на Камчатку, на одном из островов, экспедиция рассталась с одним из членов экипажа Федором Толстым. Он был самым известным представителем русского дворянства в эти годы, получив известность своим эксцентричным и провокационным поведением. Не изменил он и характер за время путешествия. Наконец, Крузенштерну надоели выходки Толстого, и он его усыпил. Оттуда Толстой добрался до Алеутских островов и Аляски, после чего вернулся на Камчатку и через Дальний Восток, Сибирь и Урал прибыл в Петербург.
Европа и Атлантический океан
26 июля (7 августа по новому стилю) 1803 года корабли экспедиции вышли из Кронштадта. Российских моряков, отправляющихся в свое первое кругосветное путешествие, торжественно наблюдали местные жители и экипажи кораблей, стоявших на обочине. Через десять дней экспедиция достигла Копенгагена, где хронометры обсерватории были отрегулированы. 26 сентября «Надежда» и «Нева» остановились в Англии, в Фалмуте, где пробыли до 5 октября для герметизации корпусов. Следующей остановкой были Канарские острова, где они заправились провизией и пресной водой. После этого мы отправились к побережью Южной Америки.
26 ноября российские корабли впервые пересекли экватор. Это событие ознаменовалось торжественным поднятием Андреевского флага и гербовым салютом. В декабре экспедиция подошла к острову Святой Екатерины у берегов Бразилии и остановилась там. «Неве» потребовалась замена мачты, и ремонт затянулся до конца января. За это время участники экспедиции познакомились с природой тропической страны.
Многое было удивительно, ведь в южных тропических широтах январь – самый теплый месяц, и путешественники увидели все разнообразие флоры и фауны. Было составлено подробное описание острова, внесены изменения в карту побережья, собраны десятки экземпляров различных видов тропических растений.
Китай
По прибытии в Макао Крузенштерн сообщил губернатору о цели визита и убедил его позволить «Надежде» остаться в порту до прихода Невы, хотя военным кораблям оставаться там было запрещено. Но сразу уговорить местные власти разрешить заход обоих кораблей ему не удалось. Поэтому, когда «Нева» подошла к Макао, он переключился на нее и отправился с Лисянским в порт.
Были определенные трудности со сбытом мехов, так как китайские купцы ждали разрешения властей на вступление в торговые отношения с русскими. Наконец, с помощью местного английского торгового представительства нам удалось продать груз. Закупив китайские товары (чай, шелк, фарфор) и завершив торговые дела, экспедиция приготовилась к отбытию, но тут снова вмешались китайские чиновники и запретили кораблям выходить из порта до получения разрешения. Через месяц разрешение наконец было получено, и 28 января 1806 года русские моряки отправились в плавание.
Признание и значение путешествия
Крузенштерн и Лисянский предприняли кругосветное путешествие для выполнения определенных задач, и оно, безусловно, оправдало себя с финансовой точки зрения. Благодаря экспедиции купцы получили большую прибыль. А участники получили признание, известность и навсегда вписали свои имена в историю.
Все участники поездки получили награды от императора Александра I:
- весь офицерский состав был повышен на 1 чин;
- командование награждено орденом Святого Владимира 3 тыс руб.;
- лейтенанты получали по 1 тыс руб.;
- гардемарины за 800 рублей безлимитное содержание;
- нижним чинам предоставлялась возможность выхода в отставку по собственному желанию и пенсия в размере 55-70 рублей;
- все участники были награждены специально для них медалями.
Экспедиция продолжалась 3 года, с 1803 по 1806 год, на 2 кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф. Крузенштерна и Лисянского Ю.Ф. В результате были опубликованы их работы, в которых описан путь. Путешествие имело большое значение как для русской истории, так и для ее науки.
Значение экспедиции для развития географии и других наук
Первая российская кругосветная экспедиция внесла большой вклад в географическую науку: стерла с карты мира несуществующие острова и уточнила координаты реальных островов. Иван Крузенштерн описал часть Курильских островов, острова Японии и побережье Сахалина. Появилась новая наука — океанология: до Крузенштерна никто не исследовал глубины океана.
Участники экспедиции также собрали ценные коллекции: ботаническую, зоологическую, этнографическую. В течение следующих 30 лет было совершено еще 36 русских кругосветных путешествий. В том числе при непосредственном участии офицеров «Невы» и «Надежды».
Интересные факты о Крузенштерне, Лисянском и их совместном путешествии
Крузенштерн и Лисянский были величайшими и интереснейшими личностями, и их жизнь интересна и наполнена интересными фактами и событиями:
Крузенштерн Иван Федорович | Лисянский Юрий Федорович |
Он был очень спортивным, например, известно, что он тренировался, путешествуя по миру, поднимая 2 гири весом 2 фунта. | Именем Лисянского Ю.Ф. названы многие географические объекты: проливы, заливы, полуострова, реки и мысы на побережье Северной Америки и другие. |
Он любил животных, и его собака спаниель всегда была рядом, пока он купался. | за время экспедиции он собрал уникальную коллекцию, состоящую из одежды, посуды, камней, кораллов и многого другого. Затем он стал собственностью Географического общества. |
Он был щедр: во время войны с Наполеоном в 1812 году пожертвовал треть своего имущества, 1 тысячу рублей. | |
Иван — не его настоящее имя; перед обучением в кадетском корпусе имя Адам было изменено на русское — Иван, чтобы не резать уши. А отчество было заимствовано у товарища Ю.Ф. Лисянский. | |
Иван Федорович и Юрий Федорович имели честь лично встретиться с президентом Джорджем Вашингтоном во время визита в Филадельфию. |
Кругосветное путешествие Лисянского и Крузенштерна стало важным в истории России и мира в целом.
Оно навсегда вписало имена учёных и путешественников в мировую историю, принеся в страну экономическую выгоду и новые знания.
Читайте также: Страны зарубежной Европы: список на 2023 год, население, язык и рейтинг развития