- Что известно о купце из Твери
- Цель и маршрут торговой поездки
- Путь по Волге до Каспия
- «Хождение» по Каспийскому морю
- Пешие странствия по Персии
- Путешествие по сказочной Индии
- Какой увидел Индию заморский гость
- Попытка установить торговые отношения
- Почему Афанасий Никитин вернулся домой
- Историческое значение путешествия
- Афанасий Никитин — биография
- Детство
- Экспедиции
- Личная жизнь
- Что мы узнали?
- Интересные факты об Афанасии Никитине и его путешествии
- Наследие Афанасия Никитина
- Влияние путешествия Афанасия Никитина на историю и культуру
- Расширение географических знаний
- Политическое значение
- Культурный обмен
- Историческое значение
- Отличительные черты путешествия Афанасия Никитина
- Цель путешествия
- Маршрут путешествия
- Описание мест и народов
- Языковые трудности
Что известно о купце из Твери
Биография отважного купца из Твери весьма фрагментарна. Но все же, исходя из известных подробностей, можно кратко охарактеризовать путешественника.
- Внимательный читатель дневника «Хождение за три моря» легко сделает вывод, что Афанасий уже в 33-летнем возрасте имел опыт успешных коммерческих поездок в заморские страны.
- Он был умен и образован.
- Видимо, в начале своего пути он заработал хорошую торговую репутацию и безупречную деловую репутацию, так как получал меха на продажу в счет будущей прибыли, в кредит.
- Кроме того, торговый рейс на Каспийское море был одобрен и сопровожден доверенностью главы Тверского княжества великого князя Михаила Борисовича Тверского. Это подтверждает успех и влияние тверского купца на представителей русского дворянства и власти.
Цель и маршрут торговой поездки
Афанасий поставил перед собой четкую цель: продать ценные меха в далекой прикаспийской стране Ширван, купить местный жемчуг и вернуться домой с новым товаром. И Афанасий успешно нашел попутчиков. Как раз в это время Гасан-бек, посол Ширван-шаха, отплыл по Волге в Ширван. Возвращался домой из Москвы царь Иван III со своим караваном.
присоединить к каравану два своих корабля и держаться вместе было разумным решением, ведь Золотая Орда находилась в низовьях Волги. Афанасий не знал, чем закончится это путешествие, и уж точно не думал об «открытии» Индии. Но обстоятельства оказались иными.
Афанасий Никитин проехал по этому маршруту из Твери в Индию и обратно в Смоленск
«Дай мне девочку, Шамаханская царица». А.С. Пушкин в «Сказке о золотом петушке» означает царицу древнего Ширвана, столицей которого был город Шемаха. Сейчас Ширван является частью территории современного Азербайджана.
Руины древнего Шемахи. В 11 веке Шемаха была столицей государства Ширван. Сегодня это областной центр Азербайджана
Путь по Волге до Каспия
Весной 1466 года, погрузив товары на лодки, Афанасий Никитин покинул родную Тверь. Плавали в Калязин и Углич. Оттуда я без каких-либо препятствий добрался до Костромы. Затем мы прошли легкий путь до Нижнего Новгорода. Никаких примечательных подробностей об этой части путешествия по Волге Афанасий в своем дневнике не пишет. Без происшествий купцы добрались до Казани, а затем и столицы Золотой Орды Сарая. Повсюду действовало охранное письмо великого князя.
Афанасий испросил благословение у игумена Макария в Свято-Троицком монастыре в Калязине. Монастырь был затоплен в 1940 году при создании Угличского водохранилища
В устье Волги находился древний город Хазтарахан (Астрахань), где Восток торговал с Западом. Здесь случился первый большой скандал с караваном. Местные «грязные татары», промышлявшие грабежами, обещали провести невежественных купцов по безопасному пути вдоль рукава Волги до устья. Они обманом заставили корабли сесть на мель, после чего напали и разграбили товары.
«Хождение» по Каспийскому морю
Разбойники оставили купцам два корабля и не приказали им вернуться, чтобы гости не жаловались местным властям на грабеж и произвол. Невольно Афанасий и его спутники пошли дальше. По первому морю, Каспийскому, они стали пробиваться к городу Дербенту.
Каспийское море в средние века называлось Дербент или Хвалынск
По дороге произошла еще одна проблема. На море поднялся шторм и разбил небольшую лодку на берегу недалеко от города Тарки (современная Махачкала). Мне пришлось сойти на берег. Местные жители Кайтаке тут же схватили чужаков. И заключенным пришлось бы тяжело, если бы не дипломатические шаги Афанасия Никитина. Достигнув на уцелевшей лодке Дербента, Афанасий попросил ширванского посла Гасан-бека заступиться за его товарищей, взятых в Тарках. Посол замолвил слово, и каякеров отпустили.
Старая крепость Нарын-Кала в Дербенте. В средние века цитадель преграждала путь в Персию
На этом месте уставшие от приключений путники разошлись. Те, у кого были причины вернуться, «ушли на Русь». Те, кто не смог вернуться из-за долга, остались и «пошли, куда видели». Афанасий продолжил путь из Дербента в Баку. Он на время поселился в Баку, чтобы заработать на жизнь.
Руины дворца Ширваншахов в Баку. Афанасий остановился в этом городе на заработки
Афанасий Никитин устроился в Баку на заработок: черпал ведрами черную маслянистую жидкость. В то время к маслу относились как к мази.
Пешие странствия по Персии
Что значит для купца вернуться домой без товара и доходов? Неизбежное позор и долговая ловушка. Именно тогда Афанасию рассказали о чудесной земле Индии, богатой пряностями и другими товарами, не имеющими себе равных. Афанасий не потерял надежды на улучшение дела и покинул Баку. Он отплыл в город Чапакур на южном берегу Каспийского моря и проработал там шесть месяцев.
Персия, историческая область южного Ирана. Сухопутная часть маршрута Афанасия Никитина
Затем Афанасий пошел пешком по территории Персии, останавливаясь на месяц в некоторых городах, чтобы заработать денег на пропитание и путешествие. Он пересек горный массив, соленую пустыню Дашт-Кевир и достиг острова Ормуз в Персидском заливе, известного своим жемчугом.
К 550-летию плавания вышла книга «Хождение за три моря», оформленная художницей Людмилой Югой
Ему надоело путешествовать по хребтам и перевалам Иранского нагорья. И неудивительно, ведь с начала пути прошло 3 года. Знающие люди говорили, что индийские султаны ценят породистых жеребцов. Видимо, у Афанасия в то время уже были деньги. Потому что он покупает персидскую лошадь и садится на парусник, который плывет по другому, Аравийскому морю, к берегам Индии.
Афанасий Никитин плывет через Аравийское море в Индию, чтобы продать персидского коня.
Путешествие по сказочной Индии
После 25 дней пути Афанасий Никитин высадился в Чауле, что чуть южнее современного Мумбаи. Человек, ступивший на берег загадочной земли, уже не был похож на тверского купца. На разграбленном корабле осталось дорожное имущество. Одежду давно пришлось заменить на что-то более подходящее для жаркого и влажного климата. Он пересечет равнину, плато и достигнет Центральной Индии. Он поселится в индийских деревнях, пока в течение четырех месяцев день и ночь будет идти дождь. Устройтесь на работу и работайте, чтобы достойно продолжить свой путь. Незапланированная поездка в Индию продлится три года.
Какой увидел Индию заморский гость
Русский гость был очень поражен нравами и обычаями «индустанцев»: «деревня очень бедна», они ходят «все нагие и босые», а «бояре богатые и роскошные» и ездят «прилюдно». (на носилках). Его удивили боевые слоны, покрытые булатными доспехами: «к туловищу и бивням привязывают большие кованые мечи» и «делают на них города», крепости, за которыми прячутся воины с луками.
Одежда, нравы и обычаи «Индостана» изумляли Афанасия, но не вызывали неприязни
Афанасий подробно описал праздничное шествие султана с многотысячным войском верхом и пешим, «одетым в золоченые доспехи», с конями в «золотой сбруе» и слонами в «золотых одеждах». Он описал дворец султана в Бидаре, весь в золоте и драгоценных камнях, в который «ведут семь ворот». Его поразили обычаи местных жителей, их жилища, одежда, еда и религиозные обряды. И сам Афанасий, светловолосый и голубоглазый, невольно оказался в центре внимания.
Попытка установить торговые отношения
Путешественник подолгу останавливался в каждом новом городе и записывал все, что видел. Нигде в его записях вы не найдете враждебности, только дружеское отношение и интерес. Судя по всему, Афанасий на лету выучил языки и легко подружился со многими «индустанцами». Он нашел новых спутников и проводников, которые показали ему путь вглубь страны, к знаменитым торговым городам.
Так выглядел восточный базар в средние века
В городе Джуннар Афанасий пытался продать жеребца, но местный хан дал 1000 золотых монет при условии, что иностранный гость станет мусульманином. Афанасий отказался. Изучив рынок, опытный купец пришел к выводу, что возить товары из Индии в Россию невыгодно. Купить специи можно дешево, но налоги на морской транспорт будут разрушительными. А еще на море есть разбойники. А в торговом городе Бидаре он подтвердил: «Товаров для страны Русской нет». Оказывается, ничего интересного с коммерческой точки зрения он не нашел в Индии. В Бидаре Афанасий наконец продал жеребца, но остался в минусе, так как до этого весь год кормил животное и тратил больше, чем зарабатывал.
Почему Афанасий Никитин вернулся домой
Еще в Дербенте, во время крушения Афанасия, были потеряны все церковные книги. За границей Афанасий соблюдал, как мог, христианские посты и праздники. Он цеплялся за свою веру как за якорь среди многих религий и богов. Я увидел, что есть много стран, где «все доступно и все дешево». Это сухая земля, богатая жемчугом. Но он пришел к выводу, что нет другой страны, подобной Руси, и наконец «решил пойти на Русь». Афанасий Никитин не рассматривал возможность остаться в Индостане.
В то время Персия находилась в разгаре внутренней войны. Дорога, по которой он шел, стала опасной. Затем он выторговал две золотые монеты и сел на корабль. И он целый месяц плыл через Аравийское море в Ормуз. Затем он двинулся на северо-запад через древний Иран (Персию), не приближаясь к истерзанному войной побережью. Его путь проходил через Сирию, Турцию и Грузию.
Феодосия (Кафа), руины крепости. Здесь установлен памятник Афанасию Никитину
Так он достиг прибрежного города Трапезунд, чтобы пересечь третье, Черное море. Это не сработало сразу. Корабль дважды отходил от причала, но сильный ветер сдувал его и заставил вернуться в порт. Моряки пережидали ненастье 15 дней.
Наконец, по Черному морю корабль подошел к Балаклаве, Гурзуфу, а затем к Кафе (Феодосия). Герой проплыл по Днепру с попутным торговым караваном в Киев, а затем добрался до Смоленска. Возможно, Афанасий в дороге простудился и его, ослабленное дорогой, тело не выдержало напряжения. В 1472 году Афанасий Никитин умер, не дойдя до Смоленска. Единственными вещами, которые у него были с собой, были несколько блокнотов, исписанных его почерком.
Историческое значение путешествия
Товарищи Афанасия передали рукопись приказчику великого князя в Москве. Князь определил его как ценный документ, приказал переписать и включить в летопись. Позже Николай Карамзин, работающий в архиве «Истории государства Российского», найдет эту летопись, и очерк «Хождение за три моря» станет широко известен.
История пересечения трех морей честна и очень личная. Без литературного блеска и ложного героизма. Он содержит пример духовной силы, религиозной толерантности и патриотизма.
Это все, что купец привез с собой из заморских стран. Афанасий Никитин не создал торговых связей с землей за тремя морями, но принес ценные исторические знания о средневековой Индии. Его путешествие было совершено с познавательной и дружеской целью, в отличие от других европейцев, приехавших открыть для себя эту страну позже.
Афанасий Никитин — биография
Россияне гордятся своим соотечественником Афанасием Никитиным. Этот торговец и мореплаватель был одним из первых европейцев, ступивших на индийскую землю. Знаменитый путешественник открыл восточную страну на четверть века раньше Васко да Гамы и других португальцев.
Путевые заметки Афанасия Никитина, названные «Хождение за три моря», представляют собой подробное описание жизни и политического устройства восточных государств. Рукописи Никитина были поистине новаторскими произведениями. Путешествие здесь не описывалось как паломничество, это был рассказ о торговле. Афанасий считал свои записи греховными. И лишь несколько столетий спустя историк и писатель Николай Карамзин опубликовал рассказы Никитина в своем труде «История государства Российского».
Детство
О детстве знаменитого русского путешественника сведений очень мало, поскольку его биография стала записываться лишь во время экспедиций. Он родился в Твери около 15 века в крестьянской семье. Отца будущего купца звали Никита, по этой причине «Никитин» считается не фамилией, а отчеством. Афанасий уже в юности стал купцом, много путешествовал по миру и по торговым делам посетил Византию и Литву. Продукция молодого предпринимателя пользовалась спросом, и вскоре он стал состоятельным человеком.
Экспедиции
Купец, нуждавшийся в новых рынках сбыта, решил заняться торговлей в Астрахани. Для этого ему нужна была поддержка тверского князя Михаила Борисовича III. Князь дал такое разрешение, по этой причине многие исследователи считали Никитина тайным дипломатом. Но современным историкам не удалось найти никаких данных по этому поводу.
Заручившись поддержкой князя, купец уезжает из Твери в Астрахань. Он плыл по Волге, сделав первую остановку в городе Клязине. В Клязине Никитин идет в монастырь и получает благословение от настоятеля. Чтобы опасное путешествие было успешным, он молится Святой Троице. После этого Никитин продолжил путь, где точками были Углич, Кострома, Плёс.
С самого начала поездка прошла чрезвычайно успешно. Но в Нижнем Новгороде купцу нужно было встретиться с Хасан-беем, послом Ширванского государства. Планы Никитина в это время уже были нарушены; он хотел продолжить путь вместе с русским посольством к Василию Папину, но не успел догнать эту экспедицию.
Под Астраханью на путешественников напали. На их экспедицию напали татарские налетчики, разграбившие корабль. Один корабль затонул, и торговцам пришлось продолжать путь на двух кораблях. Они остановились в городе-крепости Дербенте и стали подсчитывать свои потери.
Многим путешественникам было просто невозможно вернуться домой. За потерянный товар приходилось отвечать, а ценности покупались в кредит, на казенные деньги. На родину вернулись более состоятельные моряки, которые могли ответить за свои долги. Другим пришлось искать новое место убежища, часть осталась в Шемахе, а были те, кто уехал на заработки в Баку.
Афанасий Никитин был большим оптимистом и никогда не терял надежды на лучшее. Надеясь поправить свое материальное положение, он решил продолжить плавание в южном направлении. Из Дербента путешественник отправляется в Персию, после чего его пунктом назначения становится Ормуз. Это был оживленный портовый город, где пересекались торговые пути с разных континентов. Из Ормуза можно было добраться до Египта, Китая, Индии и Малой Азии. В своих рукописях русский путешественник называет этот город-порт «портом Гурмыза». Именно отсюда жемчуг доставлялся на Русь.
Никитин был очень умным, дальновидным человеком с настоящей предпринимательской жилкой. Он узнал, что в Ормузе можно купить породистого жеребца, которого нет в Индии. Лошадь может быть продана втридорога. Купец купил жеребца и поехал в Индию. Эта страна уже нанесена на карту, но ни один европеец здесь еще не побывал.
В 1471 году Никитин отплыл в город Чаул. Путешественник не спешил возвращаться домой. Купец прожил в Индии три года. Он не терял времени даром и внимательно изучал жизнь и государственное устройство солнечной страны. Все свои наблюдения и выводы путешественник изложил в рукописных произведениях.
Все в этой стране было чудесно и необычно. Индийские женщины и дети ходили по улицам своих городов и деревень совершенно обнаженными. Князья этой земли покрывали свои головы и бедра покрывалами. Сначала путешественник подумал, что необходимость заставляет женщин и детей ходить обнаженными, но это было не так. Многие жители этой чудесной и непостижимой страны носили золотые браслеты, что свидетельствовало об их хорошем экономическом положении.
Афанасий искренне не понимал, почему индийцы покупают дорогие украшения и не могут позволить себе купить одежду. Он также был удивлен численностью населения; индейцев было много, и каждая вторая женщина была беременна.
В Чауле путешественнику не удалось продать своего жеребца по выгодной цене. По этой причине с началом весны он отправился в деревню. Через некоторое время на торговом пути появилась северо-западная крепость Джуннар. Его губернатором был Асад Хан. Породистый жеребец был хорош, но хозяину совсем не понравилась стоимость живого товара. Губернатор применил силу и отобрал у русского путешественника жеребца.
В ходе разговора с купцом Асад узнал, что Никитин является последователем христианства, и предложил путешественнику принять ислам. За это он пообещал вернуть жеребца и дать ему в придачу золото. Если торговец откажется, он умрет через 4 дня.
В своей рукописи Афанасий утверждает, что только счастливая случайность спасла его от верной гибели. Поскольку правитель не хотел проявлять жестокость перед своим гостем, старейшиной Мухаммедом, находившимся в крепости, он помиловал Никитина. Он отпустил незнакомца и вернул ему жеребца. Однако у учёных есть некоторые сомнения по поводу финала этой истории. Они полагают, что Никитин мог принять магометанскую веру, поскольку его записи были буквально исписаны иностранными словами.
Никитин был удивлен не только обычаями индейцев. Его также поразила природа этой страны, экзотические растения и животные. Здесь он впервые увидел змей и обезьян. Он покинул Индию полный впечатлений, путешествие показалось ему ярким и красочным. Однако никаких торговых льгот он так и не получил; продажа единственного жеребца обернулась убытком и штрафом. Афанасий вернулся на родину ни с чем; из Индии привезти было нечего, кроме дешевого перца и краски.
путешествие по солнечным странам утомило штурмана, он мечтал побывать в России. Он начинает свое путешествие домой из торгового порта Ормуз и плывет через Иран на север. Так Никитин оказался в турецком Трабзоне. Здесь его приняли за шпиона, а все ценное на корабле конфисковали. Рукописи никому не были нужны, поэтому их сохранили.
После этого Никитина освободили, и он добрался до Феодосии. Здесь купец встретил русских торговцев и занял деньги для погашения своих долгов. Зиму 1474 года он провел в феодосийском городе Кафе. С началом весны путешественник планировал отправиться в Тверь, но добраться до своей малой родины ему не удалось.
Личная жизнь
Как складывалась личная жизнь штурмана – можно только догадываться; никаких сведений об этом не сохранилось. Но благодаря его записям нетрудно составить словесный портрет этого человека. Он был настоящим оптимистом, не боявшимся никаких трудностей. За время путешествий Никитин успел освоить несколько иностранных языков; его записи содержат много арабских, персидских и тюркских слов.
Внешне Афанасий был похож на обычного раба, он был кудрявый, светловолосый, голубоглазый. У путешественника была короткая квадратная борода.
Что мы узнали?
Изучая доклад по теме «Афанасий Никитин» для программы по географии 5 класса, мы узнали, какой вклад внес Афанасий Никитин в изучение географии. Мы обнаружили, что подробное описание своего путешествия по восточным землям купец изложил в книге «Хождение за три моря», дав тем самым богатую пищу для размышлений будущим исследователям Востока.
Интересные факты об Афанасии Никитине и его путешествии
Несмотря на то, что «Хождение за три моря» было написано более 500 лет назад, изучать его очень интересно и поучительно. Современные читатели найдут немало интересных фактов о самом путешественнике. Вот некоторые из них:
- Он отправился в путь в 33 года, вернулся на родину и умер в 39 лет. Всего он провёл за границей 6 лет.
- Своё «хождение» он начал в 1466 году из Твери, а закончил в 1472 году в Смоленске.
- Афанасий перевел свое имя на местный лад и стал называться Ходжа Юсуф Хоросани.
- Он владел языками и общался без переводчиков.
- Три моря – Каспийское, Аравийское и Черное.
- В 2021 году исполнится 555 лет с начала путешествия.
Место впадения Тверцы в Волгу. Отсюда началось путешествие за три моря
Наследие Афанасия Никитина
Во время путешествия Никитин писал путевые заметки, из которых впоследствии составил свою знаменитую книгу «Хождение за три моря». Это было первое в русской литературе произведение, в котором подробно описывалось не само путешествие, а командировка, с яркими и живыми описаниями культуры, религии, экономического и политического устройства других стран.
В своей книге Никитин подробно описал жизнь средневековой Индии. Его невероятно удивил внешний вид индейцев: цвет их кожи, длинные косы как у мужчин, так и у женщин, почти полное отсутствие одежды и в то же время обилие украшений на руках и ногах. Однако сам путешественник представлял собой большое любопытство – за «белым» человеком в Индии всегда следовала по пятам толпа зевак.
Произведения Никитина наполнены мусульманскими молитвами и арабо-персидской лексикой. Ученые неоднократно поднимали вопрос о том, что купец мог принять ислам во время путешествия на Восток. В этом случае, когда он вернулся бы на родину, его ждала бы жестокая репрессия за смену веры.
Влияние путешествия Афанасия Никитина на историю и культуру
Путешествие Афанасия Никитина оказало значительное влияние на историю и культуру как в его родной России, так и за ее пределами. Вот некоторые из основных аспектов этого влияния:
Расширение географических знаний
Путешествие Никитина стало первым документально подтвержденным путешествием русского человека в Индию и на Ближний Восток. Его описания мест, людей, обычаев и культур стали ценным источником информации для географов и исследователей. Они способствовали расширению географических знаний Востока и способствовали развитию географической науки.
Политическое значение
Путешествие Никитина имело и политическое значение. Это свидетельствовало о стремлении России установить торговые и политические связи с Востоком. Эта поездка стала одним из первых шагов в развитии восточной политики России и открыла новые возможности для дальнейшего расширения влияния России на Востоке.
Культурный обмен
Путешествия Никитина способствовали культурному обмену между Россией и Востоком. Он познакомился с местными обычаями, языком, религией и искусством и привез с собой множество предметов и знаний, которые стали основой для дальнейшего изучения и понимания восточной культуры в России. Этот культурный обмен повлиял на развитие русской литературы, искусства и религии.
Историческое значение
Путешествие Никитина имеет большое историческое значение. Это стало доказательством того, что россияне могут преодолевать большие расстояния и преодолевать трудности. Это путешествие стало символом русской духовности, мужества и стойкости. Оно вдохновило многих людей на новые открытия и приключения, стало предметом гордости русского народа.
В целом путешествие Афанасия Никитина оказало значительное влияние на историю и культуру. Оно расширило географические знания, способствовало политическому развитию, стимулировало культурный обмен и стало символом русской духовности. Это путешествие продолжает вдохновлять и влиять на людей по сей день.
Отличительные черты путешествия Афанасия Никитина
Путешествие Афанасия Никитина было уникальным и отличалось от других путешествий его времени по нескольким причинам:
Цель путешествия
Главной целью путешествия Никитина было достижение святой земли Иерусалима. Это было необычно для русского путешественника того времени, поскольку большинство путешественников стремились исследовать новые земли, делать покупки или искать приключений. Никитин был преимущественно религиозен и хотел совершить паломничество по святым местам.
Маршрут путешествия
Путешествие Никитина также отличалось от обычного путешествия его времени. Он проделал путь из Твери в Персию, пройдя через Каспийское море и Иран. Это было долгое и опасное путешествие, в которое мало кто отправился. Большинство путешественников предпочитали более знакомые и безопасные маршруты, такие как путь в Индию через Средиземное море и Аравийский полуостров.
Описание мест и народов
Никитин подробно описал в своих записях места, которые он посетил, и людей, которых встретил. Он описал их обычаи, религию, культуру и образ жизни. Это было важно, поскольку в то время было мало информации о восточных народах и их обычаях. Никитин стал своего рода этнографом, давшим ценные сведения о народах Востока и их культуре.
Языковые трудности
Путешествие Никитина было трудным из-за языковых трудностей. Он не знал персидского языка, распространенного в тех местах, где он путешествовал. Это создавало трудности в общении с местными жителями и затрудняло получение информации. Однако Никитин проявил настойчивость и выучил некоторые основы персидского языка, что помогло ему общаться и собирать информацию.
В целом путешествие Афанасия Никитина было уникальным и отличалось от других путешествий его времени. Он был направлен на достижение религиозной цели, проходил по необычному маршруту, содержал подробные описания мест и народов, а также включал преодоление языковых трудностей. Это путешествие оставило значительный след в истории и культуре и до сих пор является источником ценных сведений о Востоке.
Читайте также: Антагонистические отношения: что это значит и как они влияют на нашу жизнь