- Эстафета мечты
- Возвращение
- План с торговым уклоном
- История и карта маршрута
- Европа и Атлантический океан
- Тихий океан
- Граф Федор Толстой
- Камчатка
- Япония
- Путешествие «Невы»
- Китай
- Значение экспедиции для развития географии и других наук
- Состав экспедиции, подготовка к плаванию
- Интересные факты о Крузенштерне, Лисянском и их совместном путешествии
- В дальнем плавании
- Рекорды и Награды
- Научные трофеи
- Военная служба и иностранная стажировка
- Что открыли Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский
- Шлюп «Нева»: Командир — Лисянский Юрий Федорович.
- Подготовка к кругосветному путешествию
- Распри на борту
- Первое кругосветное путешествие и его цели
Эстафета мечты
В XVIII веке русские мореплаватели несколько раз предлагали проекты кругосветного плавания, но каждый раз по разным причинам их не удавалось воплотить в жизнь. Одним из тех, кто пытался организовать первое русское плавание через экватор, был капитан Григорий Муловский. Помешала русско-шведская война. В 1789 году в Эландском сражении Муловский погиб на глазах молодого мичмана Ивана Крузенштерна, который продолжил дело своего командира и, отличившись в бою, стал готовиться к дальним экспедициям.
Адам Иоганн фон Крузенштерн (так его звали при рождении) родился в Эстонии, в небольшой богатой семье балтийских дворян, и был младшим, восьмым ребенком. На гербе Крузенштерна издавна красовались слова «Живущий в надежде». Этот девиз всегда много значил для Адама. Правда, моряков в их семье никогда не было. А он, родившийся в Прибалтике, с детства мечтал служить на флоте и подростком поступил в петербургскую морскую пехоту.
Любопытно, что, в отличие от многих немцев на русской службе, Крузенштерн не отказался от веры своих предков и остался лютеранином, что не мешало ему считать себя русским человеком. Он редко говорил по-немецки, еще реже — по-французски, и настаивал на том, чтобы его называли по-русски — Иван Федорович. И он храбро сражался против шведов. После победы в морском сражении в Выборгском заливе ему была поставлена задача доставить пленного шведского адмирала со штандартом на русский корабль. Эту задачу Крузенштерн выполнил, как и другие, безупречно, за что в 19 лет получил звание лейтенанта.
После войны он несколько лет стажировался в британском королевском флоте и даже совершил длительное путешествие в Америку, где его принял генерал Джордж Вашингтон, узнавший о военных подвигах Крузенштерна и пожелавший пригласить перспективного офицера к себе на службу. Иван Федорович отказался, но эту встречу он запомнил навсегда.
Он вернулся в Россию с идеей кругосветного путешествия. Во-первых, Крузенштерн мечтал о новых дальних путешествиях, а во-вторых, как честолюбивый человек, он понимал, что первое русское кругосветное плавание войдет в историю. Но несколько проектов, составленных Крузенштерном, не нашли понимания в Адмиралтействе. России пришлось конкурировать с Бонапартом – и экономики не хватило.
Возвращение
31 января 1806 г. «Нева» и «Надежда» отправились домой. Оно произошло 21 февраля в Зондском проливе, ведущем в Индийский океан. В апреле корабли снова разошлись возле мыса Доброй Надежды, но капитаны договорились в случае чего встретиться у берегов острова. Святая Елена.
Это был маршрут первого кругосветного путешествия под руководством Крузенштерна и его помощника Лисянского
«Надежда» во главе с И. Ф. Крузенштерном прибыла на остров 3 мая 1806 года. Здесь полководец узнал о войне с французами и, не дожидаясь Лисянского, решил плыть на север через северное побережье Англии, чтобы избежать встречи с французским флотом в английском канале.
В это время Лисянский Ю.Ф решил пройти от китайских берегов к европейским, не заходя в порты. На корабле уже не было лишнего груза, а трюмы были заполнены провиантом. «Нева» прошла мимо побережья острова. «Св. Елены» и ее команда не знали о военных действиях Франции, поэтому смело вошли в Ла-Манш, а затем высадились у берегов Великобритании.
Пробыв там 2 недели, 13 июля Лисянский уехал в Россию, а 5 августа уже был там. Крузенштерн прибыл только 19 августа.
План с торговым уклоном
Так продолжалось до тех пор, пока Крузенштерн не решил разработать план, ориентированный на коммерческие интересы России. Его новый проект рассказывал о торговле с Китаем и доставке мехов с Аляски. Крузенштерн даже предложил создать Русскую Ост-Индскую компанию. Неожиданно помог и камергер Николай Резанов, который спустя полтора века стал героем рок-оперы «Юнона и Авось». Его назначили первым русским послом в Японии, а также он был одним из основателей Русско-Американской компании и должен был инспектировать наши владения на Аляске. Влияние Резанова способствовало высочайшему одобрению экспедиции.
Император Александр I не очень интересовался военно-морскими делами. Но он благосклонно относился к развитию торговли и, следовательно, к путешествиям по миру. Правительство одобрило проект, а перед моряками поставило еще одну задачу – обследовать устье Амура с целью изучения практических путей снабжения застав ТОФ российского Тихоокеанского флота. В экспедиции также участвовал министр иностранных дел Александр Воронцов.
Так на 33-м году жизни мечта Крузенштерна сбылась. Его назначили командиром экспедиции. Однако значительные полномочия были предоставлены и Резанову, который хоть и не был знатоком морского дела, но имел высокий политический статус. Путешествию предшествовали долгие споры. Морской министр адмирал Павел Чичагов предложил нанять общебританскую команду опытных офицеров и матросов. Но по настоянию Крузенштерна экспедицию оставили подданным Российской империи. Капитан-лейтенант тщательно набирал команду, беседуя с каждым матросом.
История и карта маршрута
Крузенштерн и Лисянский могли бы и не совершить кругосветное путешествие, поскольку идея кругосветного плавания возникла в середине XVIII века у адмирала флота Головина Н. Ф. Экспедиция даже планировалась в 1787 году под командованием Г. И. Муловского.
Однако этого так и не произошло из-за гибели капитана в войне со Швецией в Эландском сражении на корабле «Мстислав». Где молодой Крузенштерн служил мичманом.
За пару дней до вылета маршрут экспедиции был изменен. Поступил приказ доставить Н. П. Резанова в японское посольство с подарками и сопровождающими лицами. Они поселились на корабле «Надежда». Позже выясняется, что он получил силы лидера путешествия. Это назначение стало неожиданностью для участников.
Европа и Атлантический океан
Путешествие началось в 1803 году из Кронштадтской бухты. После остановки в Копенгагене оба корабля направились к берегам Англии. Дальше дорога лежала на юг, к Канарским островам.
Экспедиция прибыла сюда в октябре, а через пару недель корабли впервые в истории российского флота пересекли экватор.
Тихий океан
Во время плавания на «Надежде» сложилась сложная ситуация из-за разногласий между Резановым и Крузенштерном. Первого не устраивал стиль управления. В начале зимы корабли достигли берегов Бразилии, обогнули мыс Горн и оказались в Тихом океане; экспедиция попала в шторм, и корабли рассеялись.
На такой случай у командиров была договоренность о местах встречи, первая была на острове. Пасха вторая – о. Нуку-Хива (на Маркизских островах). Корабль Крузенштерна унесло от первой мета на запад, и он направил его прямиком ко второй точке встречи. «Нева» пришла к о. Пасхи, где она пробыла несколько дней, а затем отправилась в Нуку-Хива. Здесь корабли встретились.
В это время конфликт на «Надежде» обострился, и камергер настоял на изменении маршрута, тогда весь офицерский корпус отказался ему подчиняться и полностью выполнил приказы Крузенштерна. Ситуацию не удалось исправить даже тогда, когда Резанов вручил императорский указ.
От Маркизских островов корабли направились на северо-запад и в конце мая оказались на Гавайях, где маршруты разделились: Лисянский отправился на север, к острову. Кадьяк и Иван Федорович — на северо-запад к побережью Камчатки.
Выполнить заказ и доставить посла в Японию. В Петропавловске Резанов пытался наказать Крузенштерна с помощью коменданта П. И. Кошелева, но последнему удалось ликвидировать конфликт и примирить участников.
В ноябре «Надежда» уже прибыла к побережью Нагасаки, пробыв там много месяцев, команда вернулась в Петропавловск. Путь проходил через Корейский пролив в Японском море и пролив Лаперуза в Охотске. 23 сентября корабль отошел от берега и направился в Южно-Китайское море, а 8 ноября – к берегам Макао.
«Нева» пришла на остров Кадьяк в июле 1804 г и провела там больше года, затем направилась в Макао. По пути корабль прошел мимо Гавайских островов, где сел на мель возле неизвестного острова, который впоследствии был назван Лисянским.
После снятия с мели в ноябре корабль прошел южный берег Формозы и вошел в Южно-Китайское море. Здесь их уже ждал Крузенштерн и его команда. Более подробный маршрут можно увидеть на рис. 1.
Маршрут кругосветного путешествия на Крузенштерне и Лисянском.
Граф Федор Толстой
Крузенштерн и Лисянский путешествовали по миру в компании графа Федора Толстого, отправившегося с командой Ивана Федоровича в плавание на «Надежде». Доподлинно неизвестно, как ему удалось там оказаться.
По словам родственницы Марьи Каменской, он присоединился к экспедиции под видом своего двоюродного брата, своего тезки Федора Петровича Толстого, который отказался от поездки из-за морской болезни. Возможно, граф сделал это, чтобы избежать наказания в Преображенском полку.
В дороге Толстой не был обременен служебными обязанностями и жил свободной жизнью, совершая иногда непредсказуемые поступки. Он часто становился зачинщиком ссор как с штатными членами экипажа, так и с капитаном. Он также отпускал жестокие шутки в адрес тех, кто ему не нравился.
Например, священника, сопровождавшего корабль под командованием Лисянского, он напоил, а его бороду приклеил к палубе и запечатал печатью. Чтобы быть свободным, мне пришлось подстричь бороду.
Или однажды, когда Крузенштерна не было рядом, граф пробрался в каюту к находившемуся на борту орангутангу, нашел там путевые записки и научил обезьяну заправлять бумагу чернилами. Затем он оставил питомца в покое и уничтожил все бумаги.
Такое поведение стало причиной повторного заключения Толстого. В конце концов Крузенштерн освободил его, пока он жил на Камчатке. Дальнейший путь можно узнать только со слов графа. Он достиг Ситки и оставался там несколько месяцев. Затем он посетил Дальний Восток, Поволжье, Сибирь и Урал. Его путешествие закончилось в Петербурге в августе 1805 года.
Камчатка
14 июля 1804 года «Надежда» вошла в Авачинскую губу. В Петропавловске на тот момент проживало не более 200 человек. Сюда же приехал генерал Кошелев, губернатор Нижнекамчатска, который в то время был столицей полуострова. Он помог члену экипажа устранить повреждения судна и помог подготовиться к визиту в Японию.
Сюда же приземлились художник и врач. А Толстого за скандальное поведение выслали насильно. Через 47 дней, 30 августа, корабль продолжил путь и отплыл в Японию.
«Надежда» вернулась сюда после японского «плена». Хотя Крузенштерну это делать было категорически запрещено, он проложил курс вдоль побережья на западе и даже нанес маршрут на карту. Здесь проявился его жесткий, закаленный в боях характер. В море он чувствовал себя в безопасности. Несколько раз корабль приземлялся на сушу, здесь удалось установить контакт с жителями местного острова Хоккайдо – Айнан.
Весной 1805 года корабль прибыл в сахалинскую губу Анива, где располагалась японская администрация. Освоению этих мест помешал Резанов, настаивавший на скором выезде на Камчатку, где он мог бы доложить о результатах визита посольства.
5 июня этого года команда вернулась в Петропавловск, где посол сошел на берег и отправил донесение императору, а сам отправился на Аляску на корабле с купцом. Ровно через месяц «Крузенштерн» возобновил путешествие и направился на Сахалин. Он не мог этого обойти. В конце августа корабль вновь пришвартовался в Авачинской бухте, где шла подготовка к пути в Макао.
Япония
Япония — довольно изолированная страна, куда доступ иностранцам был запрещен, а все корабли в ее портах воспринимались как враждебные. Это позволило японцам сохранить самобытность своей культуры и защитить страну от колонизации и торговой экспансии.
Торговля велась только с купцами Ост-Индской компании в порту Нагасаки. По этой причине точных карт не было, и Крузенштерн шел наугад, по пути фотографируя побережье Японии.
8 октября 1804 года корабль прибыл к берегам Нагасаки. На борту находились несколько японцев, оказавшихся там из-за крушения их кораблей. Они также выступали в качестве переводчиков. На корабль немедленно прибыл представитель Японии, чтобы получить информацию о том, кто и зачем приплыл. После этой встречи Крузенштерну разрешили войти в гавань с помощью японского лоцмана.
Команде пришлось пробыть здесь почти полгода. Император Японии не принял подарков Резанова и не согласился вступить в переговоры. Все это время японцы снабжали русских продовольствием. Они также предоставили им все необходимое для путешествия, но запретили обратный путь через западные побережья Японии. 5 апреля 1805 года «Надежда» отплыла обратно после неудавшейся дипломатической миссии.
Путешествие «Невы»
Крузенштерна и Лисянского разлучили почти в самом начале кругосветного путешествия на море из-за шторма. 10 июля 1804 года «Нева» под командованием Юрия Федоровича причалила к берегу первого постоянного места проживания русских в Америке — острова Кадьяк.
Корабль вошел в гавань с южной стороны, называемой Святого Павла. Это место было административным центром. Здесь команда узнала, что Архангельская крепость, расположенная в заливе Ситка, подверглась нападению местных индейцев. Крепость была полностью сожжена, а население уничтожено.
Здесь Лисянский получил послание от русского правителя А. А. Баранова, прибывшего для отвоевания крепости, с просьбой о помощи. Через месяц, 15 августа, после устранения повреждений и разгрузки корабль отошел к берегам Ситки.
Путешествие заняло 5 дней, и 20 августа Нева уже была на месте. Вместе Баранов и Лисянский разработали оперативный план, в котором главную роль в восстановлении отношений с индейцами сыграли матросы и вооружение кораблей. Позже недалеко от крепости было основано поселение – Новоархангельск. И 10 ноября корабль отправился в Кадьяк.
Также через 5 дней «Нева» вошла в порт Святого Павла, где и осталась на зимовку. Через полгода, наполнив трюмы продовольствием, водой и мехами, корабль направился в Ситку для погрузки собранных Барановым мехов.
20 июня 1805 года, когда прибыл корабль, в новом поселении уже воцарился мир с аборигенами, и дома были отстроены заново. Погрузив подготовленные меха, Лисянский 2 сентября отплыл в Макао.
Китай
20 ноября 1805 года Крузенштерн уже прибыл в Макао, где ждал на Неве до 3 декабря. Это португальская колония на побережье Китая. Им пришлось пробыть здесь более 2 месяцев. Ситуация была не самая дружелюбная, пришлось подстраиваться под местные обычаи.
Но полководцы проявили свое мастерство и выиграли битву с купцами, обменяв меха на популярные европейские товары: чай, фарфор и т д.
Значение экспедиции для развития географии и других наук
Первая российская кругосветная экспедиция внесла большой вклад в географическую науку: стерла с карты мира несуществующие острова и уточнила координаты реальных островов. Иван Крузенштерн описал часть Курильских островов, острова Японии и побережье Сахалина. Появилась новая наука — океанология: до Крузенштерна никто не исследовал глубины океана.
Участники экспедиции также собрали ценные коллекции: ботаническую, зоологическую, этнографическую. В течение следующих 30 лет было совершено еще 36 русских кругосветных путешествий. В том числе при непосредственном участии офицеров «Невы» и «Надежды».
Состав экспедиции, подготовка к плаванию
Летом 1803 года два шлюпа «Надежда» и «Нева» вышли из порта Кронштадта. Капитаном «Надежды» был Иван Крузенштерн, капитаном «Невы» — его друг и однокурсник Юрий Лисянский. Шлюпы «Надежда» и «Нева» — трехмачтовые корабли Крузенштерна и Лисянского, способные нести до 24 орудий. Они были куплены в Англии за 230 000 рублей, первоначально назывались «Леандер» и «Темза». Длина «Надежды» составляет 117 футов, то есть около 35 метров при ширине 8,5 метра, водоизмещение 450 тонн. Длина «Невы» — 108 футов, водоизмещение — 370 тонн.
На борту «Надежды» находились:
- гардемарины Фаддей Беллинсгаузен и Отто Коцебу, прославившие впоследствии своими экспедициями русский флот
- посол Николай Петрович Резанов (для установления дипломатических отношений с Японией) и сопровождающие его лица
- ученые Горнер, Тилезиус и Лангсдорф, художник Курлянцев
- загадочным образом в экспедицию попал и знаменитый скандалист и дуэлянт граф Федор Толстой, вошедший в историю как американец Толстой
Иван Крузенштерн. 32 года. Потомок обрусевшего немецкого дворянского рода. Досрочно освобожден из морской пехоты в связи с русско-шведской войной. Неоднократно участвовал в морских боях. Кавалер ордена Святого Георгия IV степени. Он служил добровольцем на кораблях английского флота, побывал у берегов Северной Америки, Южной Африки, Ост-Индии и Китая.
Ермолай Левенштерн. 26 лет. Лейтенант Надежда. Он отличался слабым здоровьем, но исполнял свою службу качественно и аккуратно. В своем дневнике он подробно описал все события экспедиции, в том числе курьезные и непристойные. Он дал нелестные характеристики всем своим товарищам, за исключением Крузенштерна, которому был искренне предан.
Макар Ратманов. 31 год. Старший лейтенант шлюпа «Надежда». Однокурсник Крузенштерна по шведскому флоту. Высший из экспедиционных офицеров принимал участие в русско-шведской войне, затем в составе эскадры Фёдора Ушакова — во взятии крепости Корфу и Ионических островов. Ему была свойственна редкая смелость, а также прямота в высказываниях.
Николай Резанов. 38 лет. Из бедной дворянской семьи. Служил в лейб-гвардии Измайловском полку, затем секретарем различных отделений. Вызвав зависть фаворита императрицы Платона Зубова, он был командирован в Иркутск для проверки деятельности предпринимателя Григория Шелихова. Он женился на дочери Шелихова и стал совладельцем огромного капитала. Он получил разрешение императора Павла основать Русско-Американскую компанию и стал одним из ее руководителей.
Федор Толстой. 21 год. Гвардии лейтенант, член окружения Резанова. Он прославился в Петербурге как интриган, авантюрист и снайпер. В экспедицию я попал случайно: вызвал на дуэль своего командира полка и, чтобы избежать неприятностей, по решению семьи оказался в пути вместо двоюродного брата.
Вильгельм-Теофил Тилезиус фон Тиленау. 35 лет. Немецкий врач, ботаник, зоолог и натуралист. Прекрасный рисовальщик, составивший рукописную летопись экспедиции. Затем он хочет сделать себе имя в науке. Есть версия, что многие его рисунки были скопированы с работ его коллеги и соперника Лангсдорфа.
Барон Георг-Генрих фон Лангсдорф. 29 лет. М.Д. Работал врачом в Португалии, в свободное время проводил научные исследования и собирал коллекции. Действительный член Физического общества Геттингенского университета. Санкт-Петербургская Академия наук.
Иоганн-Каспар Хорнер. 31 год. Швейцарский астроном. Призван из Цюриха присоединиться к экспедиции в качестве штатного астронома. Ему были свойственны редкостное спокойствие и самообладание.
Шлюп «Надежда»
Интересные факты о Крузенштерне, Лисянском и их совместном путешествии
Крузенштерн и Лисянский были величайшими и интереснейшими личностями, и их жизнь интересна и наполнена интересными фактами и событиями:
Крузенштерн Иван Федорович | Лисянский Юрий Федорович |
Он был очень спортивным, например, известно, что он тренировался, путешествуя по миру, поднимая 2 гири весом 2 фунта. | имени Лисянского Ю.Ф. Названы многие географические объекты: проливы, заливы, полуострова, реки и мысы на побережье Северной Америки и другие. |
Он любил животных, и его собака спаниель всегда была рядом, пока он купался. | за время экспедиции он собрал уникальную коллекцию, состоящую из одежды, посуды, камней, кораллов и многого другого. Затем он стал собственностью Географического общества. |
Он был щедр: во время войны с Наполеоном в 1812 году пожертвовал треть своего имущества, 1 тысячу рублей. | |
Иван — не его настоящее имя; перед обучением в кадетском корпусе имя Адам было изменено на русское — Иван, чтобы не резать уши. А отчество было заимствовано у товарища Ю.Ф. Лисянский. | |
Иван Федорович и Юрий Федорович имели честь лично встретиться с президентом Джорджем Вашингтоном во время визита в Филадельфию. |
Кругосветное путешествие Лисянского и Крузенштерна стало важным в истории России и мира в целом.
Оно навсегда вписало имена учёных и путешественников в мировую историю, принеся в страну экономическую выгоду и новые знания.
Оформление статьи: Светлана Овсяникова
В дальнем плавании
26 июля 1803 года два трехмачтовых шлюпа «Надежда» и «Нева» вышли из порта Кронштадта. Капитаном «Надежды» был Крузенштерн, который также осуществлял общее руководство экспедицией, а капитаном «Невы» — его друг и однокурсник Юрий Лисянский. Вместе с ними в дальний путь отправились 135 человек – не только моряки, но и учёные, торговцы и военные.
Большая часть этой экспедиции совершалась впервые не только в России, но и в мире. Впервые два корабля отправились в кругосветное плавание, торговая вместе, но маршруты их были разными. Впервые перед путешественниками встали столь важные политические задачи.
Рисунок, на котором якобы изображен шлюп «Надежда» в штормовую погоду
Сравнительно небольшие суда оказались переполнены различными коммерческими грузами – и на запасах продовольствия пришлось экономить. Еда должна быть постной. В основном солонина и печенье. Не хватало пресной воды. Для борьбы с цингой – клюквенный морс и побольше квашеной капусты. Свежим мясом команду обеспечивали только в праздничные дни. Оно (как и пиво, овощи и зелень) было куплено во время остановки. Птиц в клетках, телят и даже свиней приходилось держать на палубе.
14 ноября 1803 года русские корабли впервые в истории пересекли экватор. В этот день на обоих кораблях прошли торжественные парады, матросы получили порцию пудинга и бутылку портера на троих, а интенданта Ивана Курганова по старой морской традиции «одели Нептуном».
Рекорды и Награды
Иван Крузенштерн награжден орденом Святой Анны II степени
Император Александр I наградил царского И. Ф. Крузенштерна и всех участников экспедиции. Все офицеры получили следующие звания:
- кавалеры ордена Святого Владимира 3-й степени и 3000 руб.
- лейтенанты по 1000 каждый
- гардемаринам пожизненная пенсия 800 рублей
- нижние чины при желании увольнялись и назначались пенсии от 50 до 75 рублей.
- Все участники первого кругосветного путешествия были награждены специальной медалью высшей степени
Юрий Лисянский стал первым капитаном в мировой истории, совершившим безостановочный переход из Китая в Англию за 142 дня.
Научные трофеи
Российская академия наук внесла ценный вклад в подготовку экспедиции, благодаря чему Крузенштерн и его коллеги смогли выполнить обширную программу исследований. «Надежда» и «Нева» провели определение глубоководной температуры моря до глубины 400 метров. Морякам удалось собрать хорошую ботаническую коллекцию и внести множество корректировок в географические карты.
Так, открытый ими небольшой остров на Гавайях до сих пор носит название Лисянский. А этнографические раритеты, привезенные путешественниками, заполонили выставку петербургской Кунсткамеры. Среди других научных трофеев экспедиции — полное снаряжение воина Тинклита и ритуальные браслеты, сделанные из волос поверженного врага с Маркизских островов.
Татуированный воин с острова Нуку-Хива, на котором высадилась команда Крузенштерна
В научную работу экспедиции внес свой вклад и швейцарский астроном Иоганн-Каспар Хорнер. Важную роль в путешествии сыграл художник Петр Курляндцев, которому было поручено зарисовать все, что могло представлять научный интерес. Из своего кругосветного путешествия он привез с собой галерею представителей народов, остававшихся в то время загадкой для европейцев: китайцев, айнов, полинезийцев, камчадалов… Правда, оказалось, что Курляндцев был зависимым человек — и часто предпочитал воображение точности. Дотошный Горнер корректировал его рисунки, а иногда к ним прикладывал руку и сам Крузенштерн. Кроме того, лейтенант-командир ежедневно и вполне профессионально следил за погодой.
Военная служба и иностранная стажировка
В 1787 году Иван Федорович получил чин мичмана и поступил на флот, служа на корабле «Мстислав», которым командовал Г. И. Муловский. В 1789 году Крузенштерн стал мичманом и принял участие в Гогландском сражении, произошедшем в 1788 году, во время войны между Россией и Швецией 1788-1790 годов.
Продолжая службу на «Мстиславе», Крузенштерн получил очередное поручикское звание, участвовал в Выборгском сражении и захвате шведского корабля. При отступлении шведского флота Мстислав подбил мачту шведского корабля «София Магдалина», корабль сдался, и на него был отправлен Иван Федорович для перевозки адмирала Лионанкера.
В 1793 году морской лейтенант Иван Федорович Крузенштерн в числе других офицеров был отправлен в Англию в командировку сроком на шесть лет. В составе английской эскадры Крузенштерн отплыл к побережью Северной Америки и вместе с другими офицерами посетил президента США Джорджа Вашингтона.
В 1796 году фрегат «Клеопатра», на котором служил Крузенштерн, возвращаясь в Англию, столкнулся почти бок о бок с французским кораблем «Кастор»; в условиях тумана они поздно заметили друг друга. Кастор в числе других фрегатов переправил французские войска в Ирландию. Как только растерянный экипаж пришел в себя, оружие «Клеопатры» было готово к бою, люди были готовы умереть, они были готовы сжечь свой фрегат, чтобы не дать его захватить, так как силы были не равны .
«Кастор» значительно превосходил «Клеопатру» по артиллерии. Как позже сказал сам Иван Федорович, французам хватило бы пятнадцати минут для боя. Вместо этого Кастор просто плыл параллельно Клеопатре четыре часа, пока она не исчезла из поля зрения. Экипаж «Клеопатры» долгое время не мог прийти в себя от того, что чудом избежал смерти или плена.
Вернувшись в Англию, Крузенштерн познакомился со многими выдающимися людьми; он легко ладил с интересными и увлеченными людьми, такими же, как он сам. Современник писал о нем как о скромном и человечном, добром и пунктуальном, высокоумном и искренне любящем человеке. Этими качествами он привлекал таких же, как он сам. Отличные мореплаватели, настоящие ученые, историки. Многие из них оставались его друзьями до конца его жизни.
В 1796 году Иван Федорович отправился в Индию, где провёл год. Откуда он отправился в Кантон. Находясь в Каттоне, он увидел английский торговый корабль, перевозивший меха из Америки. Узнав, что плавание в обе стороны занимает пять месяцев, Крузенштерн был ошеломлен. Дело в том, что Россия продавала мех Китаю. После добычи на Амуре мех отправляли морем в Охотск, а затем по суше. Такая транспортировка часто занимала более двух лет. Он настолько увлекся идеей перевозки непосредственно в Кантон из России, что намеревался немедленно сообщить об этом правительству, как только окажется в России.
По возвращении в Англию в 1796 году Крузенштерн узнал, что Павел первым призвал всех морских офицеров, отправленных в Англию, вернуться в Россию. Вернувшись, он отправил по почте свои соображения, изложенные в записке адмиралу Г. Г. Кушелеву, но тот отказал Крузенштерну так, что, по словам самого Ивана Федоровича, лишил его всякой надежды. Несмотря на это, он пытался найти единомышленников среди частных лиц, чего ему, к сожалению, сделать не удалось.
Находясь в России, Крузенштерн собрал ценные сведения по интересующим его вопросам и дополнил ими свои записи, выдержки из которых были помещены в «Кругосветном путешествии». Книга, оригинал которой сравнительно недавно был найден в эстонском историческом архиве, подписана капитан-лейтенантом Крузенштерном.
В заметках он много говорит о России, ее экономике и торговле. Но что особенно поражает, так это смелость его суждений о простых моряках. Крузенштерн описывает, как сотни новобранцев гибнут по дороге к месту службы, как тщеславные генералы жертвуют жизнями простых людей на алтарь своих будущих побед. Он рассказывает о том, что на флоте не хватает теплой одежды и медикаментов, а также о плохой пище. Иван Федорович написал труд «О сохранении жизни моряков на кораблях», который был опубликован лишь 32 года спустя.
В 1802 году проектом Крузенштерна заинтересовался новый командующий русским флотом Н. С. Мордвинов, но отметил, что из-за его резкости в некоторых местах императору не удалось предоставить его целиком. Но Мордвинов показал проект министру торговли, которым тогда был Н. П. Румянцев. Ознакомившись с проектом, он немедленно вызвал автора в столицу, с этого момента пути министра и морского офицера были связаны на 23 года.
Что открыли Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский
- На карту мира добавлены новые острова, проливы, рифы, заливы и мысы
- Исправлены неточности на карте Тихого океана
- Русские моряки составили описание побережья Японии, Сахалина, Курильской гряды и многих других местностей
- Крузенштерн и Лисянский провели обширные исследования морской воды. Русские мореплаватели смогли изучить различные течения и обнаружить встречные течения между атлантической и тихоокеанской торговлей
- Экспедиция собрала богатую информацию о прозрачности, удельном весе, плотности и температуре морской воды на разных глубинах
- Экспедиция собрала богатейшую информацию о климате, атмосферном давлении, приливах и приливах в разных районах Мирового океана и другие данные, положившие начало новой морской науке — океанографии, изучающей явления в Мировом океане и его частях
Шлюп «Нева»: Командир — Лисянский Юрий Федорович.
Общая численность экипажа корабля – 54 человека.
Юрий Лисянский. 29 лет. С детства я мечтал о море. В 13 лет его досрочно освободили из петербургского военно-морского корпуса в связи с русско-шведской войной. Участвовал в нескольких матчах. В 16 лет ему было присвоено звание мичмана. Кавалер ордена Святого Георгия 4-й степени. Ему была свойственна исключительная требовательность к себе и своим подчиненным.
Подготовка к кругосветному путешествию
В 1799 году правителю Павлу I И. Ф. Крузенштерн представил план кругосветного плавания. Его целью была организация торговли мехом между Российской империей и Китаем. Никакого одобрения получено не было.
После убийства правителя в 1801 году идею такого путешествия поддержала Русско-Северо-Американская компания, созданная в 1799 году для освоения территории Курильских островов и Аляски. А в 1802 году разрешение было получено, и руководителем стал Крузенштерн.
В ходе плавания планировалось установить сообщение между Аляской и европейской частью России. Также перевозит багаж на Аляску, а затем мех в Китай с целью продажи. Компания оплатила половину командировочных расходов.
Они решили купить корабли. В Великобритании купили 2 надежных флагмана: «Надежда» и «Нева». Крузенштерн стал капитаном первого, а второй отплыл под руководством Лисянского.
Подготовка к экспедиции велась тщательно. В рамках этого было закуплено много лекарств, в основном противоцинготных. Ядро команды составляли российские военные моряки. Суда были оснащены современным научным оборудованием. Корабли отправились под российским военно-морским флагом – Андреевским знаменем.
Распри на борту
В путешествии Крузенштерн не мог обойтись без своего верного спаниеля, ставшего любимцем всех моряков. И без двухкилограммовых гирь, с которыми я тренировался ежедневно. Во время долгого путешествия он сохранял завидное хладнокровие; матросы помнили, что капитан редко (в отличие от вспыльчивого Лисянского) повышал голос на своих подчиненных. Лишь одно омрачало его жизнь у Надежды. Резанов, старший и по возрасту, и по званию, был несколько высокомерен по отношению к Крузенштерну. Он отправился на гастроли со своим окружением и личным лакеем. И несомненно, он считал себя руководителем экспедиции. Конфликта избежать не удалось.
Николай Резанов
Крузенштерн писал: «Находясь в подчинении у Резанова, я не могу быть полезным, я не хочу быть бесполезным». Они не разговаривали, а обменивались записками. Наконец, камергер впал в ярость из-за непослушания капитан-лейтенанта и в послании правителю Камчатки Павлу Кошелеву даже потребовал казни Крузенштерна как «бунтовщика и разбойника». Дело могло закончиться плохо. Но Кошелев предпочел помирить камергера с капитаном. Спор уступил место холодной войне».
Когда «Надежда» высадилась на побережье Японии, Резанов попытался установить дипломатические отношения с этой страной, до этого практически закрытой для европейцев. Увы, император его не принял. Правда, японцы с радостью приняли от камергера подарки из Петербурга — фонари-калейдоскопы конструкции Ивана Кулибина и часы в виде слона, у которого двигались уши и хобот. Но знать Страны восходящего солнца сторонилась чужаков, и серьезных политических переговоров не состоялось.
От скуки Резанов составил словарь и разговорник северного японского диалекта. Во время простоя моряки и ученые с «Надежды» собрали коллекцию японских рыб, из которых сделали чучела. Впоследствии эти чудеса изучались в Российской академии наук и в Берлинском музее.
Ссора между двумя «диктаторами экспедиции» закончилась, когда Резанов оставил «кругоходов» на полпути и отправился в Калифорнию на кораблях «Юнона» и «Авось». Позже он так объяснял свои ссоры с Крузенштерном: «Причиной была единая ревность к славе, которая ослепляла умы всех до такой степени, что казалось, что один отнимет ее у другого».
Поговорим вкратце о маршруте первопроходцев. Из Кронштадта моряки направились в Копенгаген, затем в британский порт Фалмут, после чего взяли курс на Канарские острова. Затем русские моряки посетили Бразилию, остров Пасхи, Маркизские острова, где столкнулись с каннибалами, и Гонолулу. Наконец шлюпы пришвартовались в порту Петропавловска-Камчатского. Оттуда «Надежда» отправилась к японским берегам, а затем вернулась в Россию, в Южно-Сахалинск, посетила Аляску, порт Ситка и остров Кадьяк, подробное описание которых подготовил Лисянский.
После Аляски русских моряков встречали в китайском Гуанчжоу и португальском Макао, на Азорских островах и в английском Портсмуте. А 5 августа 1806 года матросов торжественно встречали как победителей в Кронштадте. Капитан Крузенштернс и его товарищи продержались 3 года и 12 дней. Императорским указом каждому участнику экспедиции была назначена пожизненная пенсия. Отличившимся также были вручены памятные восьмиугольные серебряные медали с изображением Александра I на аверсе.
Первое кругосветное путешествие и его цели
Карта с указанием маршрута первой русской кругосветной экспедиции. Маршрут до Надежды показан синим цветом, маршрут до Невы — красным.
В августе того же года Крузенштерн был официально назначен руководителем первой русской кругосветной экспедиции. Экспедиция столкнулась со многими вопросами. Среди них — налаживание морской торговли с Китаем, Индией, Америкой, Японией и странами Юго-Восточной Азии. На экспедиционном корабле «Надежда» размещалось дипломатическое посольство в Китае и Японии.
Среди научных задач было исследование территории России на Американском континенте и в районах, которые должна была посетить экспедиция. Этнографическое изучение народов, проживающих в Америке. Медицинские исследования болезней и методов их лечения. Исследуйте Тихий океан, где по мнению испанских мореплавателей находится остров, богатый золотом и серебром.
Экспедиция продолжалась с 1803 по 1806 год.
Читайте также: Что такое метеорологическое оборудование