О красном вечере задумалась дорога – анализ стихотворения Есенина

Для школы

Текст стиха «О красном вечере задумалась дорога»

Сергей Есенин

Дорога думала о красном вечере

Дорога думала о красном вечере,

Кусты косули скорее туманные, чем глубокие.

Избушка старушки челюстной порог

Жует ароматную крошку тишины.

Осень холодная, мягкая и кроткая

Пробираемся сквозь тьму к овсяной ферме;

Сквозь синее стекло желтоволосый юноша

Он обращает свой взгляд на игру с клещами.

Обнимает трубку и сверкает в воздухе

Зеленый пепел из розовой печи.

Кто-то пропал, и ветер слабый

Шепот кого-то, кто исчез в ночи.

Некоторые больше не могут топать пятками по рощам

Треснутый лист и золотая трава.

Вздох долгий, ныряя с тонким звоном,

Целуя клюв хохлатой совы.

Сгущается мрак, в конюшне покой и сон,

Белая дорога образует гладкую канаву…

И ячменная солома нежно стонет,

Свисает с губ кивающих коров.

1916 год

Композиция

Произведение состоит из пяти строф. Каждая строфа представляет собой описание образов окружающей природы:

  1. Первая строфа описывает кусты, дорогу, деревенскую избу.
  2. Вторая строфа – мир представлен глазами «желтоволосого юноши», смотрящего на каюту. Здесь мы знакомимся с детскими воспоминаниями поэта.
  3. Третья строфа – самая важная. Описана повседневная деревенская жизнь. Центральная роль отведена печи – она символизирует домашний уют.
  4. Четвертая строфа. В нем поэт выражает тоску по тому, кого нет в его идеальном взгляде на мир.
  5. Пятая строфа образует кольцо композиции, замыкая первую строфу. Герой описывает одну и ту же бесконечную дорогу: она одновременно ведет его в родную хижину и уводит далеко от дома.

Краткий анализ произведения

Осенний деревенский вечер, описанный в стихотворении, контрастирует с жизнью Есенина в большом городе (в 1916 году он живет в Петербурге). Очевидно, молодой человек скучал по родине и старому образу жизни.

  • История создания — Стихотворение написано в 1916 году, опубликовано в 1918 году в сборнике «Голубь».
  • Тема стихотворения – Любовь к Родине.
  • Композиция – Кольцевая композиция.
  • Жанр – Лирическая поэма.
  • Размер: пятистопный ямб с перекрестной рифмой.
  • Метафоры – «узор гладкого рва», «немного тишины».
  • Эпитеты – «тонкогубый ветер», «натянутый вздох», «рваная сова».
  • Персонификации – «соломинка», «вздох поцелуя».
  • Сравнения – «дача – старушка».

В сознании Есенина странным образом сочетались крестьянские ценности, любовь к родной природе и яркие образы, поэтическое новаторство, свойственное поэтам начала ХХ века.

Темы, проблемы, настроение

В своем произведении «Дорожная мысль о красном вечере» Сергей Александрович затронул очень важную тему – тему любви к Родине и тоски по ней. Автор погружается в глубокие воспоминания о родном городе, где прошли его детство и юность. Поэт вспоминает беззаботное время в родном городе. Он вспоминает с сожалением – ему дороги те времена и впечатления. Ничто не может заменить его Родину.

В стихотворении также затронута тема природы. Описания осенней погоды выглядят красочно и точно. Есенин мастерски наделил яркими чертами сельский быт и пейзаж. Этим поэт хотел подчеркнуть, насколько ему дорога родина.

Тема ностальгии раскрывается в незримом присутствии героя в деревне. Именно его вздох целует клюв совы – так изящно признается поэт в любви к родине.

Мотив исчезновения того, кто исчез в ночи, пронизывает все строки. Он указывает на лирического героя, который уже не может найти себя в роли юноши и живет в старой хижине. Радости деревенской жизни и беззаботность детства ему уже недоступны. Он вынужден довольствоваться воспоминанием, тоску которого отражает осень.

Мотив мира объединяет все детали пейзажа в единое целое. Деревня дремлет. Целый рабочий день позади. Вечером все свободное время проводят в праздности: «дорога задумалась», «старуха жует избу», «умилённо стонет ячменная солома». Даже на уровне звука царит тишина, едва нарушаемая осторожными звуками, боящимися ее нарушить.

Осеннее и вечернее настроение подтолкнуло Есенина задуматься о потере, о безвозвратно ушедшем времени. Однако, по мнению автора, нужно уметь находить красоту даже в угасании.

Основная идея

В чем смысл стихотворения «Дорога думала о красном вечере»? Оно выражает тоску и недовольство лирического героя. Он помнит места, где его нет, и физически ощущает отсутствие там. Тяжелые мысли его выражаются протяжным вздохом, устремленным туда, в прохладный осенний вечер. А любовные слова, обращенные к каждому элементу обстановки или пейзажа, отражают степень любви автора к описываемым им местам. Осенний мотив отражает ностальгию героя.

В каком бы городе ни находился человек, он всегда должен помнить родные места, где прошло его детство и юность. Эмоциональная связь с этими местами сохранится навсегда. Взгляд в прошлое, взгляд туда, где нас нет – вот основная мысль стихотворения «Дорога мысли красного вечера».

Музыкальность речи достигается за счет стихосложения. Стихотворение — это искусство выбирать и располагать слова так, чтобы их высокие и низкие слоги, т е слоги с ударением и без него, следовали друг за другом в определенном порядке. Как все кажется просто, если посмотреть словарное определение поэзии. И как это сложно, если попробовать писать стихи самому. Не рифмованные строки, а стихи, в которых есть и музыка, и чувства, и философия, и все человеческое, и еще немного чего-то, чего сразу не уловишь.

Сергей Есенин. В самом звучании этого имени слышится мелодичность, музыка родных просторов, шум зеленых дубрав. Страна берёзового коленкора» дала жизнь яркому, самобытному поэту, который в своих замечательных стихах воспевал её голубые озёра, багряные поля, жёлтые дороги, серые стрелки. Есенин создаёт зримые поэтические образы заросшего пруда, поля, белого сада….Так много добра, красоты, любви к семье кое-где слышится в стихах поэта! «Дорога, кусты рябины, туманнее глубокой, думая о красном вечере». — даже его дорога живой, задумчивый. И осенние кусты рябины словно отражаются в глубине пруда.

А хижина похожа на бабушку: «Старая хижина челюстями порога жует ароматную крошку тишины». Каждая строка его стихов – признание в любви к родным полям, берёзам и зарослям. Отнимите у Есенина эту любовь, и он умрет, потому что поэт живет и дышит своей Родиной. Мало кто из поэтов видит и чувствует красоту родной природы так, как Есенин. Оно мило и дорого сердцу поэта, хотя краски неярки и незатейливы.

Есенин сумел передать в своих стихах простор, необъятность сельской России:

Осенний холод мягко и кротко пробирается сквозь тьму к овсяному хозяйству;

Сквозь синеву стекла желтоволосый юноша Блестит глазами на галку-дичь.

Нет сомнения, что «желтоволосый юноша» — это юный Сережа Есенин, его глаза оставались яркими на протяжении всей жизни. Не все радует глаз поэта в старой сельской России, но она гораздо ближе Есенину, чем новая индустриальная Россия. Он с тревогой и болью переживал нарушение привычного уклада жизни и называл себя «последним поэтом деревни». Отсюда появление в его текстах печальных тонов, страха, что деревня изменит свой облик: «Кто-то уже не может давить пятками сколотых листьев1 и золота по рощам трав» видны радостные, но и грустные тона.

Их источник лежит в самой действительности – тяжелой, бедной, отсталой жизни деревни с ее ветхими одинокими избами, заброшенными церквями. И вот в стихотворении Есенина есть тихая «плачущая мысль», показаны скучные, скучные пейзажи, а в стихотворении «Дорога думала о красном вечере. «все благополучно, пасторально. Лучшие времена детства вместе с «нежно стонущей» ячменной соломкой жуются «кивающей» коровой, как сочная жвачка стихотворного воспоминания. Есенин никогда не отделял свою судьбу от судьбы своей родины и народа в крутом повороте истории.

Он мог бы, как и многие русские поэты, найти приют в «благополучной» стране, обзавестись поклонниками и почитателями — и прощай, «немытая Россия», с которой еще неизвестно что Но нет, Сергей Есенин решил написать такие строки, которыми я закончу сочинение: Если Святая Армия закричит: «Бросьте Россию, живите в раю!» Я скажу: «Не надо рая, дайте мне мою Родину».

Литературное направление и жанр

В 1916 году Есенин сблизился с группой поэтов, получивших впоследствии название «новокрестьяне». Это не было литературным движением в прямом смысле слова, новые крестьянские поэты не имели ни манифеста, ни общей программы. Их объединяла крестьянская тема творчества. Кроме того, Есенин и его старший наставник Клюев читали свои стихи в традиционных и несколько театральных крестьянских костюмах. Критики обвиняли Есенина в том, что он говорил, что стихи поэта — это «утрированные лубки, пряники в сусальном золоте».

Жанр стихотворения — пейзажная поэзия; в нем присутствуют элементы идиллии и элегии. То есть стихотворение наполнено тоской по былой идеальной жизни в деревне, лирический герой сожалеет об утрате.

Анализ стиха «О красном вечере задумалась дорога»

Основная эмоция, лежащая в основе поэзии С. Есенина, — любовь. Любовь, сострадание и милосердие ко всему на земле. Художественный мир его стихов необычайно ярок, красочен и звучен.

Лирический герой испытывает чувство радости и наивного детского удивления перед красотой и загадочностью мира. Стихотворение «Дорожная мысль о красном вечере» поражает прежде всего необычностью цветовых эпитетов, их яркостью и свежестью.

Красный вечер, синее стекло, желтоволосый юноша, зеленый пепел из розовой печи, золотая трава, белая дорога – семь красок, с помощью которых поэт создает свой иконостас – картину осеннего вечера.

Все в этой картине поражает умиротворением, гармонией, умиротворением, ощущением какого-то благоговения грустной нежности перед мирной деревенской тишиной.

Все в этом образе живет, движется, думает, чувствует, все одухотворено и очеловечено. Дорога была хорошо продумана. С помощью этого олицетворения раскрывается основной мотив лирики Есенина – тоска земли по небу и мечта о воссоединении с ним. Образ кабины персонифицирован:

Избушка – старушечья челюсть, порог

Жует ароматную крошку тишины.

Изба в мифологии Есенина соединяет землю и небо. Метафора «Ароматный кусочек тишины» представляет собой синтез трёх чувств человека: обоняния, осязания и слуха.

Многоцветный образ осеннего вечера дополнен мотивом неопределенности, неясности и неясности в мире природы: туманны в глубине кусты рябины. Это сравнение типично для поэтики Есенина: конкретное сопоставлено с абстрактным. «Дымка» осенней стужи и «мрак» в сарае создают ощущение таинственности и загадочности мира.

В центральной части стихотворения желтоволосый юноша противопоставляется тому, кто «исчез в ночи».

В этих двух образах заключена метафора жизни, а также движение лирического героя Есенина от созерцания к странствию, от жизни к смерти. Глагол «лучи» удивительно точно передает внутреннее состояние «желтоволосого юноши».

Мы видим только эти блестящие детские глаза, которые с чистой непосредственностью, радостью и удивлением созерцают красоту вечера «сквозь синеву стекла». Мальчик начинает жить и с радостным любопытством смотрит на окружающий мир. И кого-то уже нет, он «исчез в ночи».

Ночь – символический образ смерти. О прошлом этого героя, о его странствиях мы узнаем из инфинитивных предложений:

Некоторые больше не могут топать пятками по рощам

Треснутый лист и золотая трава.

Образ осеннего вечера в конце стихотворения дополнен звуковыми образами – не резкими, а нежными, грустными, приглушенными, протяженными:

Вздох долгий, ныряя с тонким звоном,

Целуя клюв хохлатой совы…

И ячменная солома нежно стонет,

Свисает с губ кивающих коров.

Все в этой картине блаженно, кротко, любяще, все живет каким-то любящим чувством друг к другу: пепел обнимает печь, вздох целует клюв совы, солома нежно стонет, коровы кивают в знак согласия, принятия мира. Поэтизирована крестьянская изба, сама жизнь в русской деревне.

Есенин-поэт обладает удивительной способностью: он умеет видеть красоту в простом и обыденном.

Дымоход, овсяная ферма, рассказ (комната под сенью в крестьянском доме), зола, печь, хлеб, ячменная солома – все это предметы и реалии крестьянской жизни. Они опоэтизированы с любовью и нежностью поэтом, наделены человеческой душой, наполненной особой красотой.

Пейзажная поэма развивается в философские размышления о красоте мира и краткости жизни.

Деревенский дух

Деревенский дух стихотворения хорошо передан использованием персонификаций (вздыхающие поцелуи, стоны соломы, сияющие глаза). Это позволяет вам окунуться в прошлое и почувствовать, что вы находитесь в родном городе, где каждая тропа несет след своих ног.

Разительный контраст между городской суетой и деревенской тишиной удручает, и только ручка и бумага помогают не бежать обратно в деревню, выступая для Есенина психологом. Сергей Есенин подменяет реальность воспоминаниями и продолжает оставаться в Петербурге. Тело его бродит по Неве, а дух парит в Константиново.

Центральная тема произведения – любовь к Родине. Осенний вечер в деревне навевает приятные воспоминания об ушедшем детстве и юности, когда жизнь казалась такой простой и понятной.

Деревенская жизнь и ландшафт духовны и имеют характеристики живых существ. В этом видно, как сильно они любимы лирическим героем, который видит необъяснимое очарование в каждой детали, в каждой мелочи.

Тихо надвигающаяся осень заставляет нас думать об утрате. Увядание в природе и потеря близких – звенья одной цепи, но надо найти в себе силы жить дальше, видеть красоту даже в увядании.

История создания

Переезд Есенина из деревни в Петербург сулил заманчивые перспективы и открывал широкие горизонты для развития творчества. Однако юный поэт всегда скучал по родному городу, по его простому, но любимому пейзажу.

Контраст с шумным и суетливым Петербургом был особенно силен, и Есенин часто чувствовал потребность хотя бы на бумаге излиться и вновь ощутить всю прелесть деревенской жизни, природы своей родины.

Жанр, направление, размер

Произведение представляет собой образец пейзажной поэзии с элементами идиллии и элегии. Произведение написано пятистопным ямбом. Автор использовал перекрестную рифму.

Образы и символы

Вся образная система построена на «фундаменте» персонификаций: в деревне все живое (ветер шепчет и т д.). Давайте посмотрим на некоторые ключевые изображения:

  • образ дороги символизирует жизненный путь, уводивший поэта от родного города. Теперь в воспоминаниях дорога снова приводит его на родину;
  • образ «счастливого рва» — символ постоянной опасности для жизни, слепого шанса. Это смерть, идущая параллельно человеку;
  • образ желтоволосого юноши и старухи-избушки – символы детства и старости, сына и материнства, непрерывности жизни;
  • образ печи символизирует очаг, родные стены деревенской избы.

Средства выразительности

Чтобы придать произведению выразительность, Есенин мастерски использует широкий спектр художественных средств. Среди них метафоры («узоры гладкая канава», «крошка тишины»), эпитет («тонкогубый ветер», «натянутый вздох», «рваная сова»), персонификация («соломенные стоны», «поцелуй вздох»), сходство («дача – старуха»).

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – осенний вечер в деревне, мечты и воспоминания о прошлом, родине и детстве. И пейзаж, и деревня были вдохновлены и воплощены в жизнь. Основная мысль стихотворения связана с его настроением. Лирика осеннего вечера наводит лирического героя на мысли об утрате («кого-то не хватает»). Сегодняшнее увядание и умирание, осенняя природа и человек связаны в одну цепь. Смерть и увядание окружают лирического героя, но надо уметь жить, знать о смерти, уметь видеть жизнь даже в увядании.

Композиция стихотворения подчинена основной мысли. Стихотворение состоит из 5 строф. В каждой строфе лирический герой пристально смотрит на различные предметы, словно прогуливаясь по деревне. В первой строфе внимание направлено на дорогу, кусты, затем на хижину. Во второй строфе мир виден глазами желтоволосого юноши, который из окна хижины наблюдает за двором и игрой галок. Это детство самого лирического героя.

Третья, центральная строфа – сердце стихотворения. Печка традиционно считается самым важным элементом в салоне. В нем сосредоточена вся деревенская жизнь. Взгляд на ее розовое нутро и выпадающий из нее зеленый пепел пробуждает в лирическом герое грустные мысли о ком-то, пропавшем из этой идиллической картины.

Этот отсутствующий человек не обязательно мертв, он просто перестал быть частью сельского пейзажа, оторвался от своей первоначальной природы, своего домашнего сада и дачи: «Кто-то уже не может раздавить пятками срезанные листья и золото травы» по рощам». Четвертая строфа — это крик по умершему человеку, «тяжелый вздох» для него от самой природы, ветра.

Пятая строфа образует композиционное кольцо с первой. Та же дорога, которая мысленно привела лирического героя в родную хижину, в его прошлое, уводит его. Но в нашем саду все осталось по-прежнему.

Подробный анализ стихотворения

История создания

Переезд Есенина из деревни в Петербург сулил заманчивые перспективы и открывал широкие горизонты для развития творчества. Однако юный поэт всегда скучал по родному городу, по его простому, но любимому пейзажу.

Контраст с шумным и суетливым Петербургом был особенно силен, и Есенин часто чувствовал потребность хотя бы на бумаге излить свою любовь к родным местам и вновь ощутить всю прелесть сельской жизни, природы родного города земля.

Так в 1916 году появилось стихотворение «Дорога думала красного вечера». Первоначально поэт собирался опубликовать его вместе с пятью другими произведениями в газете «Биржевые ведомости», но в последний момент передумал и отменил публикацию. Стихотворение было опубликовано позже, в 1918 году, в сборнике «Голубь».

Предмет

Центральная тема произведения – любовь к Родине. Осенний вечер в деревне навевает приятные воспоминания об ушедшем детстве и юности, когда жизнь казалась такой простой и понятной.

Деревенская жизнь и ландшафт духовны и имеют характеристики живых существ. В этом видно, как сильно они любимы лирическим героем, который видит необъяснимое очарование в каждой детали, в каждой мелочи.

Тихо надвигающаяся осень заставляет нас думать об утрате. Увядание в природе и потеря близких – звенья одной цепи, но надо найти в себе силы жить дальше, видеть красоту даже в увядании.

Состав

Произведение состоит из пяти строф, в каждой из которых лирический герой описывает образы, которые мысленно видит перед собой, словно гуляя по деревне.

  1. В первой строфе дорога, кусты, обычная деревенская изба.
  2. На втором изображении мир показан глазами «желтоволосого юноши», осматривающего двор. В этой строфе собраны воспоминания из собственного детства автора.
  3. Третья строфа – центральная, центральная, в которой сосредоточен весь уклад жизни деревни. Основное изображение – печь, символизирующая дом.
  4. В четвертой строфе лирический герой выражает скорбь по недавнему прошлому.
  5. Пятая строфа образует композиционное кольцо, завершая тем самым первую строфу. Та же бесконечная дорога, которая привела героя в хижину, уводит его от дома.

Размер стихотворения – пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Жанр

Произведение написано в жанре лирической поэзии. Оно проникнуто чувствами и переживаниями лирического героя, тоскующего по прежней жизни в деревне, по тем временам, когда он был молод и счастлив.

Средства выражения

Чтобы придать произведению выразительность, Есенин мастерски использует широкий спектр художественных средств. Среди них метафоры («узоры гладкая канава», «крошка тишины»), эпитет («тонкогубый ветер», «натянутый вздох», «рваная сова»), персонификация («соломенные стоны», «поцелуй вздох»), сходство («дача – старуха»).

Тропы и образы

Основу всей образной системы стихотворения составляет олицетворение. В деревне, на родине лирического героя, все живо. Дорога задумалась, пепел сжимает трубу, ветер шепчет, вздыхает, целует совиный клюв. Но явления природы и предметы не только живы. Они антропоморфны и обладают определенными человеческими характеристиками. Старуха сравнивается с избой (придаток избы-старухи), у нее есть челюсть (это порог), которой она «жует пахучую крошку тишины».

Осенняя стужа подкрадывается нежно и кротко (наречие эпитет), тонкий ветер (эпитет). Тонкие губы необходимы для свиста, и злые люди часто поджимают губы. Может, ветер злится на того, кто пропал прошлой ночью? При этом именно его тягучий вздох (эпитет) целует клюв хохлатой совы (эпитет), видимо, от ветра. Вздох ветра начинает жить в стихотворении своей жизнью, он опускается скудным звонким звуком (метафора и метафорический эпитет).

Даже коровы почему-то кивают, но как бы одобряя поступок лирического героя.

В образной языковой системе важны цвета, звуки, запахи, даже вкус. Начало и конец стихотворения тонут во мраке (сравнительные степени прилагательных «кусты рябины туманной глубины» — «вечно сгущающийся мрак»). От начала стихотворения и до конца тьма сгущается. Вечер перестает быть красным, небо становится темным. В темноте дорога кажется белой. Метафора гладкого рва связана с каким-то ремесленным, женским муторным трудом (шитьем или вышивкой).

Образ дороги символичен. Это жизненный путь, который увел лирического героя из деревни и теперь в воспоминаниях вернул его обратно. Скользкий ров (эпитет), над которым петляет дорога, — символ постоянной опасности, слепого случая. Это смерть, идущая рядом с живыми.

Еще два символа стихотворения сосредоточены в образах желтоволосого юноши и старушки-дачницы. Это воплощение детства и старости, сына и материнства, непрерывности жизни.

Туманные и туманные краски в начале и конце стихотворения в середине становятся яркими и словно материализуются. Синева в стакане — олицетворение неба, желтоволосый юноша — символ самой жизни, созревания хлеба. Черные галки оттеняют эти яркие цвета и контрастируют с модернистским описанием печи.
Свет светится не только из печи, но и из глаз юноши (из глаз светится), и белой дороги.

Тихие звуки вечера (метафора крохи тишины) в стихотворении прерываются шепотом ветра, вздыханием овса на губах коров. Пронзительные крики галки — самый громкий звук вечером. Он появляется в середине стихотворения вместе с яркими красками. Но и конец стихотворения тонет в молчании: «клюв оборванной совы» закрыт.

Новинки в стихотворении созданы по существующей словообразовательной модели: мрак, сияние, узор.

Ассонанс и аллитерация изображают звуки природы. Например, повторение звуков ш, ч в третьей и четвертой строках первой строфы является материальным воплощением молчания.

Читайте также: Сочинение Люби и охраняй природу

Оцените статью
Блог про экологические проблемы