- 1. История создания
- 2. Литературное направление
- Темы и настроение
- 3. Род
- 4. Жанр
- Персонажи и образы
- 5. Проблематика
- 6. Тематика
- 7. Идея
- Основная идея
- 8. Пафос
- 9. Система образов
- 10. Центральные персонажи
- 11. Лирический герой
- 12. Сюжет
- 13. Композиция стихотворения
- 14. Художественное своеобразие произведения
- 15. Стихотворный размер, рифма
- 16. Художественное своеобразие произведения
- 17. Средства художественной выразительности
- 17. Значение произведения
- 18. Актуальность
- 19. Моё отношение
- 20. Чему учит
1. История создания
Стихотворение было написано 13 апреля 1835 года, накануне встречи с начальником Императорской канцелярии А. Бенкендорфом — Пушкин подал прошение об издании газеты.
В стихотворении чувствуется состояние ожидания и в то же время вера в благополучный исход, вера в то, что другие проблемы — «тучи» — исчезнут.
Наконец, Пушкину разрешили издавать журнал «Современник». А стихотворение через месяц было опубликовано в «Московском обозревателе».
2. Литературное направление
Стихотворение принадлежит к литературному течению русского романтизма.
Темы и настроение
- Человек и природа – главная тема стихотворения. Оставшись наедине с природой, лирический герой с любовью и страхом наблюдает за переменой ее настроения: от грозы к спокойному солнечному дню. Земля оживляется и становится похожей на человека, жаждущего покоя после потрясения и прогоняющего печальные воспоминания.
- Тема одиночества также кратко затронута автором, ведь туча осталась одна, чтобы ее, одинокую, прогнал ликующий ветер.
- Настроение стихотворения «Туча» спокойное и умиротворенное, как ясный день после грозы.
3. Род
Литературный жанр этого произведения — лирика, выражение эмоционального состояния человека посредством художественных средств и образов.
4. Жанр
Работа относится к жанру пейзажей и философских текстов.
Персонажи и образы
Главные герои произведения – лирический герой и облако. Последний выступает в роли незваного гостя, от которого быстро избавятся. Герой радуется окончанию непогоды и лазурному ясному небу. Но задержавшаяся на нем туча мешает насладиться умиротворяющей природой.
Помимо облаков, в стихотворении присутствуют образы грома, ветра, дождя, неба, при описании которых автор наводит на мысль, что в природе всему есть место, и во всем есть свой порядок. Гроза сменяется грозой, на смену которой приходит ясный погожий день. Таким образом, герой стремится к покою и свету после разбушевавшейся стихии, под чем надо понимать не иначе как усталость от переживаний и сильных страстей. Разгоняя тучу, автор избавляется от негатива, омрачавшего до сих пор его настроение.
Стихотворение вполне могло отразить память о восстании в Сенатсплассене, с которого прошло уже десять лет. Здесь также есть параллель с образом облака: несмотря на то, что оно уже выполнило свою миссию и теперь функционирует как изгнанник, его можно считать важным явлением. Принято считать, что гроза непременно сменяется ясной погодой, и пример декабристов, которые своими достижениями вызвали определенные потрясения в обществе, подтверждает это.
Символично, что туча после грозы бесследно исчезнет, как и восстание, которое было жестоко подавлено. Безразличие общества к судьбе декабристов Пушкин, возможно, представлял себе как страну, получившую долгожданную влагу. Но как только гроза сменилась солнечным днем, облако было предано забвению за своей ненужностью.
5. Проблематика
Проблематика стихотворения содержит философский подтекст:
- жизнь как в природе, так и в человеческом обществе циклична;
- бурные события и явления чередуются с периодами затишья и тишины.
6. Тематика
В произведении есть несколько тем, которые откликаются в сознании поэта:
- тема любви к природе во всех ее проявлениях;
- тема – наблюдение за состоянием природы после грозы;
- тема надежды на перемены к лучшему.
7. Идея
Идея стихотворения «Туча» — ожидание чего-то нового; понимание и принятие неизбежного чередования бурных и спокойных периодов в жизни природы, в личной жизни человека и в обществе.
Основная идея
Стихотворение обладает не только тонкой художественной красотой, но и глубоким смыслом. Погода, как и настроение и эмоции человека, имеет свойство быстро меняться. Оно непостоянно: бурю все равно сменит ясный день.
То же самое происходит и с человеком: все возникающие проблемы рано или поздно находят решение. Наконец, прогнав все неприятные чувства, он испытывает облегчение и приятные ощущения. В нем пробуждаются новые жизненные силы. Переживания и тоска так же естественны для человека, как дождь, гроза и буря для земли. Основная идея заключается в том, что вам нужно вовремя прогнать все удручающие воспоминания, как последние тучи, чтобы насладиться ярким солнечным днем.
8. Пафос
Стихотворение имеет эмоционально-приподнятый повествовательный тон, выражающий состояние ожидания обновления, свежести в природе после грозы.
9. Система образов
Художественные образы в стихотворении представляют собой картину меняющейся стихии. Это был результат реальности, творчески переработанной и переработанной автором.
10. Центральные персонажи
Центральными персонажами произведения являются:
- лирический герой, соотносящийся с самим автором;
- и природа в виде облака или грозы.
11. Лирический герой
Лирическим героем этого произведения является автор, наблюдавший грозу с дождем и сменивший ее «день радости».
Он хочет, чтобы облако, с которым он разговаривает, как можно скорее исчезло из «ясной лазури» неба.
12. Сюжет
Сюжет стихотворения – разговор героя с последней тучей, оставшейся после грозы.
- В первой строфе содержится описание неба после грозы, его «ясной лазури», где последняя туча «оплакивает ликующий день».
- Во второй содержится описание действий тучи во время грозы: «Вы недавно закрыли небо», «произвели таинственный гром», «полили землю дождём».
- В третьем — призыв автора к облаку: «Хватит, прячьтесь!» и предсказание скорого его исчезновения: ветер прогонит с «спокойного» неба эту последнюю тучку.
13. Композиция стихотворения
Композиция произведения обратная: из настоящего момента автор обращается к уже произошедшим событиям (к грозе прошлого), а затем снова возвращается в настоящее.
Структурно оно разделено на три части – три строфы или три образа.
14. Художественное своеобразие произведения
Пушкин был одним из первых, кто использовал в своем творчестве прием отождествления явлений природы с живым и разумным существом. Стихотворение построено на антитезе (противопоставлении) – буря прошлого сменилась покоем.
15. Стихотворный размер, рифма
Поэтический размер — тетрастоп амфибрахии.
Рифма: соседний ААВВ.
В стихах используется чередование женских и мужских рифм.
16. Художественное своеобразие произведения
Наличие большого количества глаголов придает стихотворению динамичность.
Пушкин использует необычные фразы – ясная лазурь, тихое небо, рассеянная гроза, таинственный гром. А еще устаревшие слова (три, спрятаться, жадный).
Автор прибегает к фонетике — использует аллитерацию, — много звонких согласных (р, л, м, н), — которые делают стихотворение звучным и придают стихотворению приподнятую атмосферу.
Новаторство произведения заключается в его символизме и многослойности смыслов.
17. Средства художественной выразительности
Автор использует:
- олицетворение (имея в виду облако, автор придает ему качества разумного существа, оживляет его)
- большое количество эпитетов – «последнее облако», «печальная тень», «радостный день»
- антитеза (облако противопоставляется ясному небу),
- метафоры («последняя туча рассеянной грозы», «ты дождем полила жадную землю», «со спокойного неба»).
17. Значение произведения
Это тонкое лирическое произведение провоцирует на размышления.
Оно развивает наблюдательность, учит сравнивать факты и замечать изменения, происходящие вокруг нас, как в природе, так и в обществе.
18. Актуальность
Автор затрагивает всегда актуальную тему – непостоянства мира с его меняющимися природными явлениями, сменой настроений в обществе и эпох в истории.
19. Моё отношение
Стихотворение «Туча» представляет собой замечательный образец пейзажно-философского текста. Это заставляет уделять больше внимания красоте природных явлений.
20. Чему учит
Стихотворение учит наблюдательности и умению видеть красоту природы в самых разнообразных ее проявлениях.
Это также учит смотреть в будущее с оптимизмом. И что вы должны быть готовы к переменам. После бури всегда наступает затишье. Надо верить, что в жизни любые проблемы рано или поздно закончатся и на смену им придут позитивные события.
Читайте также: Краткий анализ стихотворения Ф